Гончарова Нат. Сер.
ГОНЧАРОВА Нат. Сер. (1881-1962) - живописец, график, художник театра. В 1899 поступила в моск. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества на отд. живописи, где встретилась с будущим супругом и творч. единомышленником М. Ларионовым. В ранний период испытала влияние фовизма ("Автопортрет с желтыми лилиями", 1907). Принимала участие в выставках ж. "Золотое руно", объединений "Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Мишень". Осн. внимание уделяла темам, связанным с жизнью рус. деревни и города. Гротескная экспрессия, доведенный до максимального напряжения цвет, рубленые формы сближают жанровые произв. Г. с лубком ("Уборка хлеба", 1907, "Мытье холста", 1910, "Крестьяне, собирающие яблоки", 1911). Для творчества Г. характерно стремление к преодолению станковизма, поиск новых худож. возможностей в монументально-декорат. живописи и плакате ("Портрет Ларионова и его взводного", 1910-11). Сочувствовала идеям футуризма и синтетич. кубизма ("Натюрморт с окороком", "Фабрика", "Велосипедист", все - нач. 1910-х гг.), вместе с Ларионовым стала создателем т. н. лучизма и рус. примитивизма. В 1914 написала цикл литографий "Мистич. образы войны", свидетельствующие о родстве творчества Г. с экспрессионизмом. В 1914-24 Г. - одна из центр. фигур дягилевских "Рус. сезонов". Среди крупнейших европ. художников (в т. ч. П. Пикассо), сотрудничавших с дягилевской антрепризой в этот период, авторитет Г. был огромен. "Золотой петушок" перевернул всю совр. декорацию, весь подход к ней" (М. Цветаева). Для "Рус. сезонов" Г. оформила балеты "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова (1914), "Литургия" (1914, не осущ.), "Испания" на муз. Ж. Бизе (1916), "Свадебка" (1923) и "Жар-птица" (1926) И. Стравинского. В др. т-рах ею оформлены спектакли "Веер" К. Гольдони (1914, Камерный т-р), "Романтич. приключения итальянской балерины и маркиза" (1931, балетная труппа Б. Романова, Нью-Йорк), "Золушка" на муз. К. Эрланже (1938, Ковент-Гарден, Лондон), "Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского (1940, "Рус. балеты", Париж) и др. С 1914 жила в Париже.