Интуиция.
ИНТУИЦИЯ (от лат. intueor - пристально смотреть) - понятие, означающее способность непосредств. познания истины без обоснования с помощью доказательства. И. - "гносеологич. творчество", она открывает человеку совершенно новое, не выводимое из предшествующего опыта (хотя и обусловленное им) знание. Для И. характерно также снятие противоположности субъекта и объекта: ощущение смысловой полноты, сопровождающее интуитивное озарение, говорит об окончат. охвате познающим предмета познания.
Античная мысль не знает понятия И., однако описываемые ею высшие виды мышления - чистый разум Платона или созерцат. ум Аристотеля - имеют дело именно с ним. Более того, момент зримости (символичности) истины в интуитивном акте античностью только подчеркивается. Новоевроп. же философия интеллектуализирует И., заменяя зримость в ней определениями ясности и отчетливости, и фактически растворяет ее в логич. инструментарии. И., напр., по Декарту, является тем элементарным актом нашего мышления, к-рый не поддается аналитич. расчленению, а потому не требует доказательств. Направлен он на аксиомы и есть не что иное, как бытие аксиом в нашем познании. Спиноза видит в И. "третий" род познания, поднимающийся над "чувственным" и "рассудочным" родами. Однако и он отбрасывает зрительно-символич. ее толкование, ибо "интуиция ума" в его учении практически совпадает с критериями "ясности" и "отчетливости", превращаясь сама всего лишь в критерий правильности предшествующей деят-ности рассудка. На рубеже 19-20 вв. происходит кардинальное изменение отношения к И. Теперь она связывается не столько с мышлением, сколько с волей и духом. Так, Н. О. Лосский помимо интеллект. И. находил еще "чувственную" и "мистическую", причем общим для всех ее форм он считал то, что они привносят в сознание индивида не образ предмета, а сам предмет в подлиннике. Бергсон же, с воззрениями к-рого у Лосского много общего, утверждал, что И. - это такой феномен, где акт познания совпадает с актом, порождающим действительность.
Марксизм ищет психологич. детерминацию И., считая, что интуитивное озарение не является "отклонением" от рассудочной деят-ности, а вполне может быть объяснено каким-то "не вполне известными еще науке психич. процессами отражения".