Речитатив.
РЕЧИТАТИВ (итал. recitativo, от recitare - декламировать) - тип вокального интонирования (в опере, кантате, оратории); вокальный стиль, прибл. к естеств. речи. Сохранение фиксиров. муз. высоты звука, регул. и ритм. обеспечивает, тем не менее, ясно различимую грань между собственно речью и "речеподобием" Р., остающегося в пределах границ, заданных условностями муз. иск-ва. Возникновение Р. как типа пения связано с рождением в начале 17 в. оперного жанра. Заявленная теоретиками оперы задача - реставрация декламации античной трагедии как путь к обретению утраченной в полифоническом многоголосии внятности и выразительности словесн. текста - стимулировала поиск нового типа сольной мелодики, характериз. сочетанием декламационности и напевности. Классический образец "нового стиля" - оперное творчество К. Монтеверди. Впоследствии мелодич. и декламационное начала Р. обособились. С кон. 17 в. на долю речитативных разделов досталась драматическая интрига - как правило, в "поясняющем" ключе, в то время как лирическое начало сосредоточилось в вокальных номерах. Вырабатываются два типа Р. в операх с номерной структурой - secco ("сухой") с аккомпанементом чембало (клавесина) и accompagnato ("аккомпанированный") - в сопровождении группы оркестровых инструментов. Дальнейшая эволюция Р. неотделима от стремления к утверждению нового идеала оперы, конструир. на путях преодоления "условности" в пользу "жизненной правды". Этим объясняется особое внимание к Р., объедин. всех великих оперных реформаторов - К. В. Глюка, Р. Вагнера, М. П. Мусоргского, А. С. Даргомыжского. В 19 в. граница между Р. и арией становится более подвижной - речитативный тип мелодики воздействует на ариозные эпизоды, вокальные эпизоды; вокальные интонации, в свою очередь, проникают в Р. и ведут к его мелодизации. Эта тенденция удерживается и в ряде сочинений 20 столетия: речитативно-ариозный стиль характерен для поздних опер Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева, К. Дебюсси, М. Равеля.