ФОРТЕПИАНО (от итал. forte - громко и piano - тихо) - общее название клавишных струнных муз. инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Благодаря сочетанию достоинств клавира с возможностью не только сопоставлять громкую и тихую звучность, но и передавать постепенные динамич. изменения, дифференцировать звучание голосов, Ф. с кон. 18 в. стало гл. инструментом европейски ориентированной муз. культуры.
В отличие от клавесина и органа, сила звука на Ф. зависит от силы нажатия клавиши. В момент нажатия сложный механизм приводит в движение молоточек, головка к-рого, обтянутая особым войлоком, фильцем, ударяет по хору струн (от одной или двух в басу до трех в среднем и верхнем регистрах для каждого звука), сразу отскакивая обратно, и отделяет от струны глушитель (демпфер), который позволяет ей звучать, пока клавиша нажата, и прекращает ее колебания, как только клавиша отпускается. Правая педаль освобождает от демпферов все струны, продлевая их звучание независимо от удержания клавиши и обогащая его обертонами резонирующих струн, что создает эффекты, недостижимые на др. инструментах (А. Г. Рубинштейн назвал эту педаль "душой" Ф.). Левая педаль на рояле сдвигает клавиатуру и механику вправо, и молоточек ударяет по двум струнам вместо трех (или одной вместо двух), что изменяет силу и тембр звука; третья педаль, если она есть, оставляет отделенными от струн демпфера лишь те клавиши, к-рые уже были нажаты. Чугунная рама выдерживает натяжение стальных струн (до 20 т). Дека из резонансной ели усиливает их колебания. Полная клавиатура насчитывает 88 клавиш (7 1/4 октав), неполная - 85 (7 октав).
Ф. изобрел Бартоломео Кристофори, хранитель муз. инструментов при дворе Медичи во Флоренции (инструмент arpicembalo описан в 1700). В 1732 напечатаны 12 сонат Л. Джустини для Ф. И. С. Бах критиковал первые Ф. Зильбермана, немецкого последователя Кристофори, но одобрил более поздние, играл на них (1747), в 1749 даже содействовал их продаже. Ф., вероятно, регулярно использовалось в 1750-60-х гг. в придворных концертах Фридриха II в Берлине, где клавиристом был Ф. Э. Бах; в 1768 И. К. Бах впервые в Лондоне играл в концерте на Ф. соло (ранее, в 1763, Ф. звучало на концерте в Вене), причем использовал т. н. столообразное Ф. (изобретено в 1742), прямоугольной формой и механикой связанное с клавикордом и популярное до сер. 19 в. К кон. 18 в. Ф. вытеснило иные виды клавира - благодаря как улучшению конструкции (И. А. Штейн, И. А. Штрайхер, А. Бекерс и др.), так и утверждению нового муз. стиля в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Эволюция муз. культуры 19 в. (в т. ч. стр-во концертных залов) требовала усилить мощность звука. Толстые, перекрестно натянутые стальные струны, чугунные рамы, крупные молоточки и др. сделали современное Ф. еще более совершенным.
Первые объявления о продаже Ф. в Петербурге появляются в 1771. С этого времени Ф. - обязательный эл-т дворянского быта, салона, усадьбы. В кон. 18 - нач. 19 в. в обеих столицах работали десятки фортепианных мастеров. Вопросы фортепианной механики изучал (в 1780-1808) И. П. Кулибин. М. И. Глинка высоко ценил рояли А. И. Тишнера (1818-40-е гг.), А. С. Даргомыжский - К. Вирты (сер. 1820-х гг. - 1857). Хорошие Ф. изготавливал рус. мастер А. Нечаев. В 1810 в Петербурге открыл мастерскую, выросшую в первую в России фортепианную фабрику, Ф. Дидерихс, в 1818 - К. М. Шредер, в 1841 - Я. Беккер, в 1856 - Ф. Мюльбах. Рояли этих фирм (особенно "Беккер") не раз удостаивались высших наград на международных выставках; сами фабрики организовывали концерты, муз. конкурсы. В 1913 Россия произвела 13 500 Ф. (80% - Петербург, остальное - Москва, Киев, Харьков, Ростов-на-Дону, Саратов, Тифлис и др.) при потребности в 22 000; остальное импортировалось (Германия производила ок. 120 тыс., США - 370 тыс. Ф. в год).
В 1-ю мир. войну большинство фортепианных фирм закрылось; лишь в 1924 на базе фабрики "Я. Беккер" (с 1927 "Красный Октябрь") возобновлено произ-во, преимуществ, пианино, с использованием импортной, затем отечеств, механики и сырья. Потребности муз. образования, огромный спрос стимулировали его рост. В 1970-х гг. СССР производил в год ок. 200 тыс. Ф., в основном пианино, уступая лишь США (220 тыс.) и Японии (273 тыс.). Неплохие концертные рояли выпускала фабрика "Эстония". На Всемирной промышленной выставке 1958 в Брюсселе концертный рояль "Красный Октябрь" завоевал Гран-при и золотую медаль; с того же года растет экспорт Ф.
В 1974 создан концертный рояль "Россия"; однако наладить выпуск концертных роялей мирового уровня не удалось. В посл. годы произ-во Ф. резко сократилось.
Рус. фортепианная музыка - яркая глава мировой фортепианной лит-ры. Первые рус. композиторы-пианисты появились на рубеже 18-19 вв. (Л. С. Гурилев, Д. Н. Кашин, А. Д. Жилин). В творчестве многих рус. композиторов Ф. играло существенную (Глинка, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, О. С. Прокофьев) либо ведущую роль (Д. Фильд, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин). Рус. фортепианная школа со 2-й пол. 19 в. - одна из крупнейших в мире.
Лит.: Бражников М. В. Фортепиано. М., 1967; Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968; Столпянский П. Н. Музыка и музицированиев Старом Петербурге. Л., 1984.
Другие термины и определения
Тимирязев Клим. Арк. ТИМИРЯЗЕВ Клим. Арк. (1843-1920) - естествоиспытатель, создатель рус. школы физиологов растений, основоположник совр. учения о фотосинтезе. Род. в Пб., в дворян. семье. Окончил естеств. отд. Петерб. ун-та в 1866 вольнослушателем, т. к. был исключен из ун-та за участие в студенч. волнениях. С 1870 преподавал в Петр.-Разумовской с.-х. акад. до...
Бабина каша. БАБИНА КАША, БАБЬЯ КАША - 1). Каша, сваренная повитухой на крестильном обеде. Б. К. варится очень крутой (из проса или гречи), иногда с медом; с ней связаны мн. обряды, направл. на обеспечение благополучия ребенка: его здоровья, роста и т. п. (напр., повитуха поднимает горшок с кашей и произносит пожелание "расти...
Ушаков Ник. Ник. УШАКОВ Ник. Ник. (1899-1973) - поэт. Род. в семье артил. офицера. Окончил Первую киевскую г-зию и юрид. ф-т Ин-та народного х-ва (1924). Дебютировал в киевской "Пролетарской правде" (1923), при к-рой посещал лит. объединение "Майна". С 1926 - публикации стихов в "Мол. гвардии", "Красной нови",...
09.06.2007 Заседание Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью Тепло приветствуя гостя, председатель поздравил посла Николоза Натбиладзе с новым назначением и пожелал ему успехов в дипломатической деятельности.
С удовлетворением отметив состояние нынешних отношений с Республикой Грузия, опирающихся на глубокие исторические корни, председатель рассказал о крепнущих из года в год связях между двумя дружественными странами благодаря напряженному труду и дальновидной политике государственных лидеров, заботящихся о благе и процветании наций.
17.03.2007 Инаугурация Секретариата Организации за демократию и экономическое развитие Соглашениями предусматривается обучение с целью совершенствования специальных навыков сотрудников, обмен экспертами по профессиональным вопросам, а также обмен профессиональной, научной и технической информацией, относящейся к вопросам функционирования организаций. Нынешнее соглашение открывает новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.
13.01.2007 Заседание Рабочей группы по чрезвычайным ситуациям РГЧС заслушала отчет о председательстве в Рабочей группе в период 2006-2007 годов, определила приоритеты своего дальнейшего сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, согласовала План своей работы на 2008 год, достигла соответствующих договоренностей о разработке Плана сотрудничества в сфере обучения и переподготовки кадров.
04.11.2006 Секретариат ГУАМ принял семинар-практикум Управления ООН по борьбе с наркотическими веществами Генеральный секретарь приветствовал участников семинара, проходившего под председательством г-на Вальтера Гера, руководителя Секции по правовым вопросам противодействия терроризму, начальник Секции по правовым вопросам СПТ/ЮНОДК. Координатор программ Секретариата по политико-правовым вопросам г-н Георгий Назаров сделал презентацию о деятельности и инициативах организации.