Размер стихотворный.
РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ - совокупность внутр. меры стиха и его объема, являющаяся основой стихотв. ритма. Внутр. мера стиха определяется системой стихосложения, к к-рой принадлежит данное произв. В силлабич. стихосложении, где основой соизмеримости стихотв. строк является слог, Р. С. различаются по кол-ву слогов (8-сложник, 11-сложник, 13-сложник и т. п.). В тонич. стихосложении, где единицей соизмеримости является слово, Р. С. различаются по кол-ву ударений (иктов) - 3-ударные (3-иктные), 4-ударные (4-иктные) и т. п. В метрич. и силлаботонич. стихосложениях, где единицей соизмеримости является повторяющаяся гр. слогов ("стопа"), в к-рой различаются сильные и слабые места, Р. С. определяется качеством и кол-вом данных единиц в стихотв. строке (4-стопный ямб, 3-стопный дактиль и т. п.). В этих системах стихосложения различаются понятия метра (ямб) и Р. С. (4-стопный ямб), а также разновидности Р. С., определяющие специфику ритма (напр., 4-стопный ямб со сплошными муж. окончаниями), хотя на практике понятия метра и Р. С. часто используются как синонимы.
В рус. стихосложении выделяют классич. и неклассич. Р. С. Классич. принято называть размеры, образуемые 5 осн. (классич.) метрами, к-рые, в свою очередь, разделяются на 2-сложные (ямб и хорей) и 3-сложные (дактиль, амфибрахий и анапест). Эти размеры являются ведущими в рус. стихе 18-19 вв. и наиб. распростр. в 20 в. К неклассич. размерам относят Р. С., представл. В рус. стихе 18-19 вв. единичными образцами: гекзаметр. элегич. дистих, логаэды, 5-сложник, стихи с переменной анакрузой, дольник, тактовик, акцентный стих, свободный стих (верлибр). В стопной теории В. К. Тредиаковского - М. В. Ломоносова Р. С. также разделялись на "восходящие" (т. е. начинающиеся безударными слогами, за к-рыми следовал ударный) - ямб, анапест, и "нисходящие" (начинающиеся ударными слогами, за к-рыми следовали безударные) - хорей, дактиль.
Соотнесенность разл. Р. С. с членением речи на колоны лежит в основе классификации размеров по объему: на размеры ср. длины (т. е. такие, к-рые ближе всего совпадают со ср. объемом речевого колона, - 8-9 слогов, допуская наиб. естеств. интонации) - 4-стопные ямб и хорей, 3-стопные дактиль, амфибрахий и анапест; короткие размеры (с меньшей стопностью); длинные размеры (с большей стопностью). "Сверхдлинными" Р. С. принято называть 2-сложные размеры, начиная с 8-стопных и длиннее, 3-сложные - начиная с 7-стопных, 4- и 5-сложные размеры (пеоны, пентоны) - начиная с 4-стопных; "сверхкороткие" - 2-стопные и одностопные. В рус. стихе наиб. распространение получили размеры ср. длины, экспрессивно более нейтральные; короткие Р. С., воспринимающиеся как более отрывистые, употреблялись преимущ. в легкой поэзии, длинные, звучащие более торжественно и плавно, - в высоком, героич. стихе. Экспрессивная окраска Р. С. в сочетании с ист.-лит. традицией определяли жанровые и тематич. тяготения размеров и их популярность в каждую отдельную эпоху. В рус. силлабич. поэзии 17 - нач. 18 в. осн. размерами были 13-сложник и 11-сложник. С 30-х гг. 18 в. (с реформы Тредиаковского - Ломоносова) и до нач. 20 в. в рус. стихе нераздельно господствует силлаботоника. Основу метрич. репертуара 18 в. составляет 6- и 4-стопный ямб, у потребл. также вольный ямб и 4-стопный хорей. В 1-й пол. 19 в. 4-стопный ямб становится гл. нейтральным размером рус. поэзии, получают распространение 5-стопные ямб и хорей, постепенно осваиваются 3-сложные Р. С. Во 2-й пол. 19 в. свободно пользуются всеми силлаботонич. размерами без к.-л. жанровых или тематич. ограничений, окончат. утверждая их равноправие; преобладание ямба (гл. обр. 4-стопного) и хорея над 3-сложными размерами отражает общее для рус. стиха соотношение между двумя гр. Р. С. В нач. 20 в. активное освоение чистой тоники и размеров, занимающих промежуточное положение между силлаботоникой и тоникой (дольник, тактовик), завершает длит. этап рус. классич. стиха; хотя осн. пропорции между 2-сложными, 3-сложными и неклассич. размерами на протяжении 20 в. остаются прежними, свидетельствуя о преобладании классич. размеров, разнообразие ритмич. форм последних, многочисленность клаузульных и цезурных их вариаций размывает границу между классич. и неклассич. размерами в поэтич. сознании эпохи.