ИСТОРИОСОФИЯ - понимание истории, выраж. в символах, смыслах, экзистенциалах и смыслообразах. Этим И. отличается от философии истории (Ф. И.) в собств. значении слова как метафизики истории, данной в понятиях. Познание истории в понятиях (гносеологич. аспект) предполагает выявление ее логики, "объективного закона" (онтологич. аспект) и требует максимальной абстрагированное от личности познающего. И. претендует на познание тайн истории, являясь в этом плане ее мистикой, и требует от познающего переживания истории как своей личной духовной судьбы. Ф. И. строится как теоретич. дедукция понятий и фактов, к-рым соответствуют реальные ист. законы и события, исходя из единого принципа, причем последний по своей онтологии мыслится лежащим в рамках естеств. (идеального, ист. или природ.) мира. В связи с этим Ф. И. обычно выражается в форме науч. системы. И., напротив, возможна лишь как осмысление истории извне ее самой - видение смысла истории, соответственно ее начала и конца лежащими вне истории, но только проявляющимися в ней. В И. история представляется онтологич. символизацией нек-рой превосходящей ее реальности, ист. события мыслятся как символы событий духовных, тайна к-рых до конца не открыта, - замысла Божьего, Божьей воли, творения, грехопадения, искупления, воскресения. Отсюда - символич. и аллегорич. яз. И. и та важность, к-рую в ее рамках приобретают мифы о начале (сотворении, грехопадении) и о конце. Одним словом, Ф. И. онтологична и аналитична - рассматривает историю в горизонте времени, бытия, продолжения, а И. эсхатологична и профетична - видит историю в горизонте вечности, небытия, окончания. В связи с этим И. выступает как интегральный элемент большинства крупных философских систем, выделяясь или не выделяясь в их самостоят. подраздел (Гердер, Гегель, Маркс).
И. возможна лишь как выражение мысли религиозной. В указ. качестве И. - феномен библейского миросозерцания. Св. Писание по содержанию и по духу исторично, резко контрастируя в этом плане с языч. религиозностью, не знавшей ни идеи творчества из ничего, ни идеи грехопадения и соответственно - спасения, для к-рой фундаментальным является символ круговорота времени, миф вечного возвращения. Первой христ. систематич. И. считают воззрения Бл. Августина ("О Граде Божием"), во мн. определившие строй мышления зап. богословов по данному вопросу. Выработанная в эпоху позднего средневековья мистич. концепция И. Иохима Флорского с ее идеей начала (зачинания) Царства Божьего уже в земной истории во мн. определила воззрения на ист. процесс, получившие место уже в рамках светской гуманистич. культуры Возрождения и Нов. времени (Гегель, Шеллинг).
Правосл. мысль с ее онтологизмом и космологизмом в обл. И. не столь оригинальна, как католич., м. б., потому что сам христ. Запад гораздо более историчен, нежели Восток. Возникновение самобытной И. на почве православия связано с развитием рус. религ. философии, в к-рой получили свое осмысление как ист. диалектика европ. гуманизма, так и развитие рус. культуры (государственности и церкви - в особенности). И. явилась интегральным моментом почти всех воззрений в контексте рус. религ. философии (даже в космологически-ориентированном миросозерцании П. Флоренского и А. Лосева нашлось место для оригин. взгляда на историю), но наиб. значит. признаны концепции ранних славянофилов, К. Леонтьева, Вл. Соловьева (зрелого и позднего), Г. Федотова, Л. Карсавина, Н. Бердяева, к-рого можно считать в рус. религ. философии историософом по преимуществу. Типологич. особенности историософских воззрений в контексте рус. религ. философии могут быть выражены тремя характеристиками: 1. Профетизм, переходящий (возможно, в силу специфич. особенностей рус. сознания) в утопизм. Научно-технич. его вариант прочитывается у Н. Федорова; теократич., по-своему воспроизводящий идеи "Москва - Третий Рим" и "Русь - новый Израиль" - у Вл. Соловьева и отчасти у К. Леонтьева. 2. Эсхатологизм, трактуемый в духе гуманизма. Роль человека в конце мира чуть ли не центральна: И. Бердяев говорит об "активно-творч. эсхатологизме", таковой фактич. предполагается И. Федоровым, Вл. Соловьевым в теократич. период творчества; и в апокалиптич.-ориентир. воззрениях (поздний Вл. Соловьев, К. Леонтьев) значение человека оказывается существенным. 3. Рус. духовный мессианизм, толкуемый в смысле религ. избранности России для сохранения духа и мысли православия, их проповедования в грядущем (очевидно, одной из форм такой проповеди ряд религ. мыслителей полагал свою теоретич. деят-ность). Развитие И. в России представляет собой специфич. теоретич. форму нац. самосознания, в рамках к-рой были подытожены усилия мн. мыслителей. Это позволило ряду авторов сформулировать понятие "русской идеи".
Другие термины и определения
Самойлов Пав. Вас. САМОЙЛОВ Пав. Вас. (1866-1931) - драм. актер. Сын В. В. Самойлова. Сценич. выступления начал в 1888 в С.-Петербурге, после чего играл в провинции и в Москве (1891-93). В 1900-04 - актер Александринского т-ра, в 1904-05 - т-ра В. Ф. Ко-миссаржевской. Интеллигентность, порывистость, обаяние отличали утверждаемое С. амплуа...
Воздвижение Креста Господня. ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ - двунадесятый господский праздник (совершается 14/27 сент.), выражающий литургич. (богослужебный) аспект почитания христианами Голгофского Креста как орудия спасения человечества. Название указывает на торжественное поднятие креста вверх ("воздвижение") после обнаружения его. Это единственный праздник...
Графика. ГРАФИКА (греч. γραφικη - писать, рисовать) - 1) Совокупность начертательных средств письменности, система соотношений между графемами и фонемами в фонемографич. письме. 2) Раздел яз-знания, изучающий соотношение между графемами и фонемами. Осн. принцип рус. Г. - позиционный (слоговой), к-рый состоит в...
09.06.2007 Заседание Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью Тепло приветствуя гостя, председатель поздравил посла Николоза Натбиладзе с новым назначением и пожелал ему успехов в дипломатической деятельности.
С удовлетворением отметив состояние нынешних отношений с Республикой Грузия, опирающихся на глубокие исторические корни, председатель рассказал о крепнущих из года в год связях между двумя дружественными странами благодаря напряженному труду и дальновидной политике государственных лидеров, заботящихся о благе и процветании наций.
17.03.2007 Инаугурация Секретариата Организации за демократию и экономическое развитие Соглашениями предусматривается обучение с целью совершенствования специальных навыков сотрудников, обмен экспертами по профессиональным вопросам, а также обмен профессиональной, научной и технической информацией, относящейся к вопросам функционирования организаций. Нынешнее соглашение открывает новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.
13.01.2007 Заседание Рабочей группы по чрезвычайным ситуациям РГЧС заслушала отчет о председательстве в Рабочей группе в период 2006-2007 годов, определила приоритеты своего дальнейшего сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, согласовала План своей работы на 2008 год, достигла соответствующих договоренностей о разработке Плана сотрудничества в сфере обучения и переподготовки кадров.
04.11.2006 Секретариат ГУАМ принял семинар-практикум Управления ООН по борьбе с наркотическими веществами Генеральный секретарь приветствовал участников семинара, проходившего под председательством г-на Вальтера Гера, руководителя Секции по правовым вопросам противодействия терроризму, начальник Секции по правовым вопросам СПТ/ЮНОДК. Координатор программ Секретариата по политико-правовым вопросам г-н Георгий Назаров сделал презентацию о деятельности и инициативах организации.