Крёстные родители.
КРЁСТНЫЕ РОДИТЕЛИ - крестный отец, крестная мать (синонимы - божат, божатка, кока) - вид рит. родства, мужчина и женщина, заменяющие родителей ребенка в обряде крещения. Эта замена оказывается необходимой, т. к. настоящие родители, как правило, в ц. на крестины не идут, а дожидаются дома. Даже если родители при крещении присутствуют (в город. обряде), от свящ. после купели ребенка принимают К. Р., отсюда еще одно их офиц. название - восприемники. Оно, несомненно, ассоциируется с родильной терминологией (принимать ребенка, принимать роды), тем б. что в крестинах К. Р. и повитуха выполняют гл. роли. Функции К. Р. определяются так: "поручиться перед ц. за веру крещаемого и по крещении принять его под свое попечение для утверждения его в вере". Вообще считается, что К. Р. выступают как посредники между родителями и общиной, санкционируют прием ребенка в общину. В любом случае К. Р. вступают в рит. родство с крестником и берут на себя определ. обязательства: они играют особую роль в последующих обрядах, через к-рые проходит крестник (постриги, свадьба), участвуют в его воспитании (не только дух., но и светском), обязаны помогать ему, если он осиротеет. В город. традиции характерен обычай делать подарки крестнику на именины. Каковы бы ни были родств. отношения между крестными и кровными родителями (а также между самими К. Р.), но, совершив обряд, они и между собой вступают в рит. родство - все они становятся кумами друг другу. Рит. родство при этом настолько значимо, что те, кто вместе крестили детей (т. е. кум и кума), не могут вступать в брак между собой. Выбор К. Р. в разных местах, в деревне и в городе, определялся своими правилами. В одних случаях на эту роль приглашали ближайших родственников, напр. брата матери, сестру отца и др. или любых родственников, соседей, знакомых. По др. сведениям, наоборот, К. Р. не должны были состоять в родстве с крестником. Особый случай выбора крестного отца - случайный выбор: если 1-й ребенок умирал, то в качестве крестного ко 2-му приглашали первого встречного (шли на перекресток или же прямо в ц. и первого встречного звали крестить); такой крестный назывался "божий кум" и рассматривался, судя по названию и по аналогии с др. обрядами, как божий посланец.