Доля.
ДОЛЯ - сложный комплекс представлений у вост. славян о некоей таинств. независимой силе, предопределяющей и направляющей жизнь человека, его поступки, успех или неуспех, благополучие либо несчастье. Д. имеет неск. осн. значений: 1) Д. нейтральна, не несет положит. или отрицат. (по отношению к чел.) начала (ср. пословицу "Такова доля, что Божья воля"), совпадает с понятиями Судьбы, Участи, Жребия и получает конкретную направленность в таких сочетаниях, как "Добрая Доля", "Счастливая Доля", "Злая Доля" и т. д. 2) Д. выступает оппозиционно к Недоле, т. е. предполагает значение Счастья, Удачи. В былинах встречается "талан-доля" - врожденное качество, к-рым наделены идеальные герои в противоположность "бессчастному" богатырю (ср. у И. Никитина "Не далось мне таланта и доли", ср. пословицу "Хорошо тому, чья доля не спит", выражение "Доля золотниками, Недоля пудами"). 3) Д. - горестная Судьба, от к-рой невозможно уйти. У А. Н. Островского героиня жалуется "Должна я покориться, такая наша доля девичья", ср. у Н. А. Некрасова "Русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать".
О Д. в науке существуют разные точки зрения. Ак. Н. Веселовский видел истоки образов Д., Горя и др. в культе предков, а формирование их связывал с появлением веры в личную судьбу. А. Потебня выводил Д. из зооморфного мифологич. мира. По данным рус. и особенно укр. и южнослав. фольклора Д. может выступать как в форме олицетворения, так и в образе демонич. существа.