Зубов Ал. Фед.
ЗУБОВ Ал. Фед. (1682-1751) - гравер, учился гравированию на меди у голландца А. Схонебека в моск. Оружейной палате, где он работал до 1711, когда был послан в С.-Петербург. Здесь он возглавлял гравировальную мастерскую при типографии вплоть до ее закрытия в 1727, создав в этот период свои лучшие листы, к-рые определили его значение в рус. иск-ве: "Свадьба Петра I и Екатерины" (1712), "Вид Васильевского острова и триумфального ввода шведских судов в Неву" (1714), "Панорама Санкт-Петербурга" (1716). На петерб. гравюрах З. неизменно изображал два любимых детища Петра I - флот и новый город (на первом плане, занимая две трети площади листа, салютующие корабли, окутанные клубами дыма, а на заднем - полоска берега с изображением гл. построек Санкт-Петербурга того времени: Петропавловской крепости, Троицкой церкви, дворца Меншикова). Хотя в композиц. схемах гравюр З. заметно влияние А. Схонебека и П. Пикарта, он сумел создать свой худож. яз. (крупные планы, показ. кульминац. моменты действия, умелое использование градации цвета и комп.). Гравюры З. создавались по воображению (напр., сражения при Гангуте и при Гренгаме, заранее награвированная "Свадьба Петра I и Екатерины", изображения петерб. построек, к-рых еще не было в натуре). Обращения З. к портретной гравюре оказались менее удачными из-за слабости рис., виной чему было отсутствие опыта живой натуры. З. работал в технике офорта, на заключит. этапе проходил по травленому изображению резцом. Иск-во З. выросло на пересечении рус. и голл. школ. С мастерской Оружейной палаты его связывает умение работать по воображению, приверженность к композиц. канону. У голл. учителей он научился технике гравирования офортов резцом и "черной" манерой. В 1729 З. вернулся в Москву. Всего он исполнил более 100 эстампов, но работы моск. периода лишены творч. своеобразия. Только в петерб. гравюрах З. сумел выразить дух героич. эпохи, этим войдя в историю рус. иск-ва.
Лит.: Лебедянский М. С. Гравер Петровской эпохи Алексей Зубов. М., 1973; Алексеева М. А. Гравюры петровского времени. Л., 1990.