Водевиль.
ВОДЕВИЛЬ (франц vaudeville, от vau de Vire - "долина р. Вир" в Нормандии, где были распространены нар. песенки - "водевиры") - вид "комедии положений", исполняемый под музыку. Возник во Франции. Рус. публику с В. познакомила гастролировавшая в С.-Петербурге (1800-92) и в Москве (с 1806) франц. труппа. Первые отечеств. В. - русифициров. переводы франц. образцов. Родоначальник жанра в России - А. А. Шаховской. Среди рус. авторов В., перенявших от комич. оперы 18 в. интерес к нац. сюжетам, - Н. И. Хмельницкий, А. И. Писарев, А. С. Грибоедов, П. А. Вяземский, П. А. Каратыгин, Д. Т. Ленский - автор класич. рус. В. "Лев Гурыч Синичкин" (пост. 1839), и др. Первый рус. муз. В. - "Казак-стихотворец" (текст Шаховского, муз. К. А. Кавоса, 1812). Наряду с куплетами в В. включались арии романсного типа, дуэты и др. вокальные номера. Различались опера-В. и комедия-В. Опера-В. начинался увертюрой, далее следовали вокальные и инструмент.-танц. номера и заключит. песенки-куплеты с обращением к публике (напр., "Кто брат, кто сестра?", текст Грибоедова и Вяземского, муз. А. Н. Верстовского, 1824). Комедия-В. обладал чертами сатиры, ему была свойственна б. сложная интрига, меньшее кол-во вокальных номеров, отсутствие увертюры (напр., "Тридцать тысяч человек" ("Три десятка"), текст Писарева, муз. Верстовского, 1825). Расцвет рус. В. пришелся на 20-30-е гг. 19 в. Среди композиторов, работавших в жанре В., - Верстовский (32 В.), Алябьев (20 В.), Мих. Ю. Виельгорский, И. И. Геништа и др. K сер. 19 в. В. вытесняется опереттой, а к 20 в. становится одним из компонентов театров варьете, ревю и мюзик-холла. Среди отечеств. авторов В. в 20 в. - композиторы А. Л. Колкер и Н. В. Богословский, писатели В. П. Катаев и В. В. Шкваркин.