АСКЕЗА - система психофизических и духовн. упражнений, практически выражающая существо религии, в рамках к-рой формируется, и оказывающая огромное влияние на сист. личных и общественных ценностей соответствующей культурной традиции. В обыденном словоупотреблении А. - "умерщвление плоти", аскет - изможденный постами отшельник, явный анахронизм, словно бы сошедший со страниц известного романа Г. Флобера "Искушение святого Антония". Это неверно как этимологически, так и по существу.
Греческое слово ασκησις, А., переводится как "подготовка", "упражнения"; а производное от него ασκησις (аскет) - спортивная метафора. В античной Греции аскетами называли атлетов, готовящихся к Олимпийским состязаниям и потому подвергающих себя определенным ограничениям. На языке др. философов аскет есть упражняющийся в добродетели, особенно в обуздании неразумных порывов своей воли. Новый Завет и памятники раннехрист. письменности продолжили традицию использования античных спортивных образов и уподоблений. "Не знаете ли, - пишет ап. Павел христианам Коринфа, - что бегущие на ристалище [букв. - на стадий] бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те [атлеты] для получения венца тленного, а мы - нетленного. И поэтому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух..." (1 Кор. 9, 4-26).
Смысл аскезы, как физической, так и духовной, состоит в разумном отказе от второстепенного ради достижения главного, в преодолении физич. и нравств. препятствий. Награда атлету - венок лавровый, награда христианину - венец спасения, и потому христианский пост-аскеза направлен не на "умерщвление", но на восстановление внутренней свободы и изначальной целостности духовно-телесной сущности человека. Поэтому "аскетом" является каждый христианин - монашествующий и женатый, клирик и мирянин. Конкретная же форма и степень его аскезы определяются данными им обетами, жизненным призванием и советами духовного отца. Христианский аскетизм исходит не из противопоставления плоти и духа (которое особенно сильно в буддизме и у неоплатоников), а из необходимости привести их в состояние гармонии. Материальная природа, человеческая плоть - не зло; напротив, она бесконечно ценна, ибо вся ее полнота воспринята воплотившимся и вочеловечившимся Сыном Божиим, ставшим Сыном Человеческим. Поэтому тело для христианина - не просто материальная и смертная оболочка, но храм живущего в нем Святого Духа, и это его новое и удивительное состояние "куплено дорогою ценою", - через поношения, страдания и крестную смерть Сына Божия (1 Кор. 6, 19-20). Отсюда и осознание невозможности предать этот "храм" во власть постыдных низших стихий, страх осквернить его. Напротив, брезгливый взгляд на тело как на "тюрьму" и "темницу духа" и проистекающий отсюда идеал нирваны ("угасания", "небытия") означает для христианина конечную степень плененности человека духом злобы.
Бесчисленные духи "самоуничтожения и небытия", как называет их Ф. М. Достоевский, не имея средств уничтожить себя до конца, "требуют" от Бога "себе уничтожения". "Ненасытимы во веки веков, - говорит старец Зосима, - и прощение отвергают; Бога, зовущего их, проклинают. Бога Живого без ненависти созерцать не могут и требуют, чтобы не было Бога Жизни, чтобы уничтожил Себя Бог и создание Свое. И будут гореть в огне гнева своего вечно, жаждать смерти и небытия. Но не получат смерти" ("Братья Карамазовы").
Древнехристианские отцы Церкви не считают аскетизм особой "профессией" или горделивой привилегией избранных, но полагают его сущность в том же, в чем кроется сущность христианства вообще, - в "подражании божескому естеству", или в "возведении человека в древнее благополучие" (Григ. Нисский. К Армению о том, что значит имя и название христианин // Творения. Т. VII. С. 217). Аскетизм, к-рый освобождает дух от страстей постыдных лишь для того, чтобы тем крепче связать его страстями злыми... есть ложный или безнравственный аскетизм; его первообразом, по христианским понятиям, следует признать Диавола, который не ест, не пьет, не спит и пребывает в безбрачии" (Соловьев В. Аскетическое начало в нравственности // Вопросы философии и психологии. 1895. Кн. 26 (1). С. 87-88).
Лит. Гусев А. Ф. Нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству. СПб., 1874; Попов И. Естественный нравственный закон. Серг. Посад, 1897; Понамарев П. Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей-аскетов IV в. Казань, 1899; Феофан (Говоров), еп. Путь ко спасению. (Краткий очерк аскетики). М., 1899; Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907; Цели христианской жизни: Беседа преп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. Серг. Посад, 1914.
Другие термины и определения
Остерман Анд. Ив. ОСТЕРМАН (Генрих Иоганн Фридрих) Анд. Ив. (1686-1747) - гос. деятель, дипломат. Род. в семье лютеранского пастора (Бохум, Вестфалия), учился в Иенском ун-те. За участие в дуэли был вынужден бежать в Амстердам, а затем вместе с адмиралом Крюйсом прибыл в Россию. Поступив на рус. службу, О., хорошо знавший европ. яз. (латынь, голландский, нем.,...
Аркадьевы. АРКАДЬЕВЫ, братья - спортсмены, тренеры. Бор. Анд. (1899-1986) - футболист, з. м. с. СССР (1942), засл. тренер СССР (1957). Выступал за сборные команды Москвы и ВЦСПС. С 1937 - тренер по футболу. Команды, тренируемые А., 6 раз становились чемпионами СССР, 4 раза - обладателями кубка СССР. Ввел в практику широкоманевренную игру в атаке (1940)...
Банда. БАНДА (от итал. bando - отряд) - преступное вооруж. сооб-во лиц, занимающихся противозак. деятельностью: организов. разбоем, грабежом, террором. Применительно к нац. специфике, менталитету в разл. гос-вах существуют б. распространенные понятия, выражающие смысл организов. преступности: мафия - в Италии, гангстеры - в США, шайка - в дорев....
09.06.2007 Заседание Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью Тепло приветствуя гостя, председатель поздравил посла Николоза Натбиладзе с новым назначением и пожелал ему успехов в дипломатической деятельности.
С удовлетворением отметив состояние нынешних отношений с Республикой Грузия, опирающихся на глубокие исторические корни, председатель рассказал о крепнущих из года в год связях между двумя дружественными странами благодаря напряженному труду и дальновидной политике государственных лидеров, заботящихся о благе и процветании наций.
17.03.2007 Инаугурация Секретариата Организации за демократию и экономическое развитие Соглашениями предусматривается обучение с целью совершенствования специальных навыков сотрудников, обмен экспертами по профессиональным вопросам, а также обмен профессиональной, научной и технической информацией, относящейся к вопросам функционирования организаций. Нынешнее соглашение открывает новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.
13.01.2007 Заседание Рабочей группы по чрезвычайным ситуациям РГЧС заслушала отчет о председательстве в Рабочей группе в период 2006-2007 годов, определила приоритеты своего дальнейшего сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, согласовала План своей работы на 2008 год, достигла соответствующих договоренностей о разработке Плана сотрудничества в сфере обучения и переподготовки кадров.
04.11.2006 Секретариат ГУАМ принял семинар-практикум Управления ООН по борьбе с наркотическими веществами Генеральный секретарь приветствовал участников семинара, проходившего под председательством г-на Вальтера Гера, руководителя Секции по правовым вопросам противодействия терроризму, начальник Секции по правовым вопросам СПТ/ЮНОДК. Координатор программ Секретариата по политико-правовым вопросам г-н Георгий Назаров сделал презентацию о деятельности и инициативах организации.