Благовещение Пресвятой Богородицы.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апр.). - двунадесятый праздник. Христ. богословие понимает Б. как начальный момент истории вочеловечения Бога, т. е. земной жизни Иисуса Христа (отсюда древнее название праздника - Зачатие Господа).
Согласно евангельскому повествованию (Лк. 1. 26-38) Б. произошло в Назарете, где архангел Гавриил сообщил Марии о рождении у нее сына Иисуса. Смущенная Мария спрашивает, как исполнение божественного обещания совместимо с соблюдением избранной ею девственности. Ангел отвечает, что Младенец будет чудесно зачат через сошествие Св. Духа без разрушения девственности будущей матери. Уяснив, что от нее зависит исполнение воли Бога, Мария отвечает согласием.
Иконография Б. - одна из центральных тем христ. иск-ва. Место Б. - почти всегда в доме Иосифа. Со временем изображения Б. наполнились символич. предметами, отображающими развитие церковного учения о Богоматери. На православных иконах - две башенки, соединенные перекинутой тканью, что символизирует достоинство Девы Марии и, возможно, связь Ветхого и Нового Завета. В католической иконографии Средневековья появляется белая лилия, указывающая на непорочную чистоту Марии; сосуд с водой символизирует ее особую очищенность для принятия Бога, горящая свеча - ее духовное горение, яблоко намекает на тайну грехопадения, преодолеваемого подвигом Богоматери. Приход архангела застает Марию либо за молитвой, либо за чтением Библии, иногда - за пряжей пурпурной завесы для Иерусалимского храма. Литургический аспект происходящего в момент Б. таинства символизирует изображение его на царских вратах православных храмов: на северной створке - архангел, на южной - Мария.
С Б. связано огромное количество примет, запретов, наставлений, философских и этических представлений и пр. Повсюду Б. воспринимается как день покоя, размышлений, в к-рый запрещается всякая работа: "Б. - самый большой у Бога праздник", "На Б. и на Пасху грешников в аду не мучают", "На Б. птица гнезда не вьет, девка косу не плетет", "На Б. на суровую пряжу не глядят (нельзя прясть), под дымом не сидят (нельзя растапливать печь)", "Кукушка без гнезда за то, что завила его на Б.".
Б. повсеместно связывалось с приходом весны: "На Б. весна зиму поборола", "Покров не лето, Б. - не зима", "Цыган на Б. шубу снимает (продает)", "Зимний путь рушится до или неделю спустя Б.". С Б. по представлению крестьян начиналось оживление природы: считалось, что бурый медведь встает из берлоги, прилетают ласточки, выходят из нор барсуки и еноты, просыпаются ежи и лесные муравьи. "На Б. хороший улов рыбы". В рамках тех же представлений и обычай отпускать на волю птиц в день Б., а также выносить пчел из омшаников. Б. - пора начинаний, переходов из одного состояния в другое, время важных перемен. В поведении, многочисл. действиях, словесных текстах, связанных с Б., четко прослеживается магия нового, начала, причем как с положительной, так и с отрицательной оценкой: "Каково Б. проведешь, таково и весь год". Нельзя на Б. надевать новую одежду - порвешь ее или испортишь (Ворон.). На Б. воры и карточные игроки испытывают судьбу: если удачно своровать или сыграть, удача обеспечена на весь год. В Забайкалье этот день - начало срока пастьбы овец. Особенно много требований и запретов связано с огнем: под Б. огней в избах всю ночь не тушат, иначе молния все повыжжет; лучше уродится лен; "С Б. огня не дуют" (утром и вечером светло); На Б. сжигают зимние постели (солому) и перебираются спать в клеть; На Б. скачут через огонь, окуривают дымом одежду от зимы, от злых чар.
Все, возникшее, содеянное в Б., относящееся к нему, наделено особым качеством - положительным или отрицательным: из благовещенского яйца (снесенного на Б.) высиживается урод или калека; благовещенская зола предохраняет капусту и другие овощи от порчи, от вредителей; "благовещенскую капусту мороз не бьет"; икону Б. ставят в кадку с яровым зерном, предназнач. для посева; соль, пережженная в этот день в печи, употребляется при разных болезнях; на Б. пекут мирские (из общей муки) просфоры, их кладут в севалку, чтобы обеспечить благополучные всходы, в сусек, чтобы хлеба было больше, раскрошенную просфору примешивали в корм рабочему скоту, смешивали с медом и прикармливали пчел. Существовало убеждение, что Б. - день несчастный, располагающий к ссорам, скандалам и всяким недоразумениям; если под Б. зачат ребенок, он будет неумным, калекой, убийцей или утопленником (сиб.); беременные женщины в этот день не должны ничего резать, иначе можно своему будущему ребенку отрезать руку или ногу; "от благовещенских телят (ягнят) добра не жди" (рожд. на Б. телят и ягнят, как правило, забивали).
Приметы: каково Б., такова и Святая (Пасха); если в день Б. ветер, метель и туман - к урожайному году, дождь - родится рожь; мокрое Б. - грибное лето, мороз - под кустом овес, урожай на грузди, огурцы; на Б. гроза - к теплому лету, к урожаю орехов; ведро - к пожарам. Коли на Б. снег на крышах есть, так будет еще на Егорья в поле; на Б. солнечный день - пшеница уродится, если звезд мало, то яиц мало будет; ночь на Б. теплая - весна ожидается дружная; Б. без ласточек - холодная весна (южные губ.); если Б. холодное - жди сорок утренних морозов; если на Б. ночь ясная - сей огурцы.