Шпет Густав Густавович.
ШПЕТ (до 1914 - Шпетт) Густав Густавович (1879-1937) - философ, иссл. феноменологии Э. Гуссерля и филос.-ист. концепции Г. Гегеля. В 1906 окончил филос. отд. ун-та Св. Владимира, в 1907 переехал в Москву и преподавал в Моск. психол. ин-те, Моск. ун-те и др. уч. заведениях. В 1910-13 продолжил обучение в Англии, Франции и Германии, был непосредств. учеником Гуссерля. Ранние работы Ш. "Явление и смысл" (1914), "Философское наследие П. Д. Юркевича" (1915), "История как предмет логики" (1916) находятся в русле традиц. феноменологии. Познание рассматривается Ш. как понимание чистой сущности явлений природы и культуры с помощью их интерпретации (логика содержания). Ключевым произв. для понимания филос. эволюции Ш. является ст. "Сознание и его собственник" (1916), в к-рой сознание рассматривается как единство переживания деятельной активности, включенной в мировое целое. Соотнесение познания и сознания с разумной мотивацией, ответственностью и свободой сближает взгляды Ш. с философией С. Франка, Н. Бердяева, М. Бахтина. Философия выступает как теория конкретного уразумения мира, его принятия и вхождения в него. Отсюда представление о бытии как о форме - единстве планов смысла и его выражения. Дальнейшее развитие идеи Ш. получили в кн. "Внутр. форма слова" (1927) и "Введение в этнич. психологию" (1927), представляющих собой раздел до сих пор полностью не опубл. работы "Герменевтика и ее проблемы". В творчестве Ш. были поставлены проблемы, лишь отчасти осмысл. затем европ. филос. герменевтикой. Фактически речь шла о чрезвычайно плодотворном направлении филос. анализа, альтернативном как семиотике, так и структуралистской семиологии. Необходимость глубокого синтеза семиотич. и германевтич. подходов в философии познания, культуры и личности, осуществл. Ш., остро осознается в последнее время. Ш. был организатором и участником Моск. лингв. кружка, чл. худсовета МХАТ, дир. Ин-та науч. философии, организатором и руководителем кабинета этнич. психологии Моск. ун-та, фактически руководителем Рос. (с 1925 - Гос.) Акад. худож. наук, проректором Акад. высшего худож. мастерства. В 20-е гг. был отстранен от преподавания как "идеалист" и "реакционер", дважды отказался эмигрировать. С 1930 занимался переводами У. Шекспира, Дж. Байрона, Ч. Диккенса в изд-ве "Academia". В марте 1935 арестован и сослан в Енисейск, а затем в Томск. 27 окт. 1937 вторично арестован и расстрелян. Реабилитирован в 1956.