Крещение Господне.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ - один из двунадесятых праздников РПЦ, отмечаемый 6 (19) янв. Установлен в память описанного в Евангелиях крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем в р. Иордан. Др. назв. - Богоявление - происходит от того, что согласно Евангелиям во время крещения Иисуса на него сошел Дух Святой в виде голубя Впервые упоминается Климентом Александрийским (ум. ок. 215). До 4 в. включит. он замещал для вост. христиан римский по происхождению праздник Рождества Христова (25 дек.). После принятия Востоком римского праздника Рождества Христова смысл торжества Богоявления сосредоточился на крещении (букв. "омовении") Иисуса Христа в Иордане. С К. Г. связан обряд "великого освящения воды в Иордане", к-рый чаще всего совершается в проруби в естеств. водоемах или в храмах. Духовенство зачастую называет К. Г. "праздником просвещения", поскольку именно после своего крещения Христос начал "просвещать" людей.
Время праздника К. Г. в России обычно совпадает с морозами, называемыми потому "крещенскими". Завершая собой святочный период, К. Г. является в нар. сознании веселым "зимним" праздником, окруженным разл. ритуалами и приметами: "Раз в крещенский вечерок / Девушки гадали: / За ворота башмачок, / Сняв с ноги, бросали..." (В. А. Жуковский. "Светлана"). В старину день К. Г. именовался в народе "Водокрещи" или просто "Иордань", по названию проруби на реке. После ее освящения многие бросались в ледяную воду, особенно безудержные весельчаки, предававшиеся традиционным "национальным излишествам" на святочных играх и теперь желавшие столь радикальным методом разом смыть с себя все грехи.
Лит.: Туркин И. Праздник К. Г. или Богоявление. СПб., 1905; Дмитриевский А. А. Праздник Богоявления на реке Иордане и в св. граде Иерусалиме. 2-е изд. М., 1994.
Участники экономической деятельности: