Воскресенье.
ВОСКРЕСЕНЬЕ - седьмой день недели рос. гражд. календаря, общий день отдыха (первый день недели еврейского и христ., в т. ч. правосл. богослужебного календаря и гражд. календарей многих стран). По свидет-ву евангелистов, Иисус Христос был распят накануне дня субботнего (последнего дня евр. недели), а воскрес "по прошествии субботы в первый день недели" (Мк. 16, 1-2), освятив его, т. о., величайшим событием христ. всемирной истории. Тот же день (через семь недель после Воскресения) ознаменовался сошествием Св. Духа на апостолов и рождением Церкви Христовой, а потому уже в апостольское время стал преимущественным днем "преломления хлеба", т. е. совершения таинства Евхаристии (Деян. 20, 6, 1 Кор. 16, 2). Вскоре "день Солнца" (dies Soils семидневной планетарной недели римского календаря) получает у христиан наименование "день Господень" (Откр. 1, 10). Малоазийские христиане нач. 2 в. в этот "установленный день собирались до рассвета и воспевали Христа как Бога "(Письма Плиния Младшего. X, 96, 7). Это значит, что каждый воскресный день посв. празднованию Христова Воскресения. Древнейшее по времени свидет-во о соблюдении воскресного покоя принадлежит Тертуллиану (кон. 2 - нач. 3 в.): "В день Господа, в к-рый Он воскрес, мы должны быть свободны от всякого обнаружения печали и скорби, отлагая также и дела, чтобы не дать места диаволу" (О молитве. Гл. 23). Как еженедельный гос. праздник он был впервые узаконен в 321 имп. Константином Великим, приказавшим, чтобы "все судьи, а также все ремесленники в почитаемый день Солнца отдыхали" (Кодекс Юстиниана. III, 12, 2). Таков статус В. во всех странах христ. традиции. В Др. Руси до 17 в. указы о праздновании воскресного дня исходили от дух. властей. Согласно совм. постановлению царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа (17 марта 1647), "по правилам св. апостолов и св. отцов в воскресный день отнюдь никому не подобает делати господину и госпоже, ни рабом, ни свободным, но приходить к церкве Божией на молитву". С нек-рыми доп. это постановление вошло в состав Уложения 1648. Др.-христианское название воскресного дня "день Господень" (лат. dies Dominica) было усвоено романскими яз. (Dimanche, Domenica, Domenigo), германские, проигнорировав его, сохранили языческое "день Солнца" (Sonntag, Zontag, Sunday). Слав. народы называют В. "неделей" (днем, когда отдыхают от дел, ничего не делают): укр. Нед?ля, польск. Niedziela, чешск. Nedele, болг. Неделя. Этот же термин, первоначально употребляемый и на Руси, сохранился в богослужебном календаре Рус. Церкви, в гражд. обиходе назв. дня ("неделя") перешло на семидневный период, именовавшийся ранее "седмица". Слово "В." в совр. значении стало систематически употребляться с 16-17 вв. Первоначально В. называли только один день в году - праздник Пасхи (Светлое Воскресение), хотя в смысле первого дня каждой недели оно было известно и ранее: "Того же лета, месяца мая в 15-й день в день воскресенья Господня въ Сборъ святых отецъ 7-й недели по Пасце, по Литургии, загореся градъ Ростовъ") (Лавр летоп. 1211). Т. о., "во всем христианском мире одни мы - русские - называем Господний день Воскресеньем. Как и когда осмелились мы сделать это, стоит исследования. Правда, и др. славяне не отстали от нас, характеристично придумав для первого дня седмицы имя "недели", которое мы бесхарактерно распространили на всю седмицу" (Антонин (Капустин), архим. Поездка в Румелию. СПб., 1879. С. 10-11).
Лит.: Краткое сведение о воскресном дне (б. п.) // Христ. чтение. 1837. Ч. III; Смирнов Д. Празднование воскресного дня: (Его история и значение). Киев, 1893; Петровский А. Воскресный день // Правосл. богословская энциклопедия. СПб., 1902. Т. 3. Кол. 956-979.