Стиховедение.
СТИХОВЕДЕНИЕ - раздел теории и ист. лит-ры, изучающий звук. форму лит. произв. Осн. материалом С. является стихотв. речь, т. е. речь, наиб. организованная в звук. отношении; звук. форма прозаич. речи (ее ритм, аллитерация, ассонансы и пр.) также обычно включается в область С. и исследуется стиховедч. методами. В С. принято выделять 3 осн. раздела, каждый из к-рых связан с определенным аспектом изучения мат-ла: фонику (учение о сочетании звуков), метрику (учение о строении стихотв. строки) и строфику (учение о сочетаниях стихов). В каждом из этих разделов определяют статич. характеристику значимых звук. эл-тов и динамич. характеристику принципов их сочетания, а также теоретич. и ист. аспекты, связ. с возникновением, становлением и функционированием стиха как системы. Нек-рые его эл-ты являются предметом изуч. двух или даже трех разделов (напр., рифма). Отд. проблемы стихотв. речи, рассматриваемые традиционно С., лежат на границе собственно С. и др. обл. лит.-ведения и яз.-знания. Так, явление переноса лежит на границе С. и стилистики; мелодика стиха - на границе С., фонетики и стилистики; твердые стихотв. формы - на границе С. и композиции и т. д. В разных ист. и нац. лит.-ведч. традициях объем и структура С. как самостоят. отрасли филологии различна. Напр., в араб. стихосложении, где существ. роль в композиц. строении стиха играют стилистич. фигуры, являющиеся одноврем. и приметами жанровой принадлежности произв., их рассмотрение включается в область С. В античности, где фоническая сторона речи была предметом особого внимания ораторской прозы, но не стиха, фоника как отдел С. практически отсутствовала, а метрика (на первом этапе) была разделом теории музыки. Во мн. европ. лит-рах само С. долгое время было обл. грамматики. Т. о. С. и его структура тесно связаны с нац. и ист. спецификой стиха как особой системы худ. речи.
Возникновение С. как науки обычно связано в лит-ре письм. поэзии с ее самостоят., обособившейся от муз. основы ритмич. структурой. Для осмысления своей системы стихосложения формирующееся С. обычно пользуется чужой, оформившейся, "классич." системой (принципы описания явления, терминология и т. д.). Так, новоевроп. С. опиралось на антич. С.; выработанная терминология (стопа, метр, названия размеров и пр.) переосмыслялась, в нее вносились нек-рые уточнения в соответствии со спецификой нового материала, либо (чаще) она заимствовалась без существ. поправок, но большинство терминов использовалось метафорически (напр., "долгий слог" вместо "ударный"), а подчас и лишалось первонач. связи с конкретным явлением, становясь этимологич. бессмысленными. Такая опора на развитую, авторитетную систему во многом обусловила нормативный характер С., на нач. этапах своего развития не столько осмыслявшего существующую поэтич. практику, ск. вырабатывающего систему "правил" и "вольностей", учившего, как "должно" писать стихи. В европ. стихосложении С. как исследоват. наука, лишенная предписывающего характера и изучающая только поэтич. данность, формируется в 19 в.; в большинстве вост. стихосложений - в 20 в.
В истории рус. С. отчетливо выделяются 3 осн. этапа, тесно связ. с развитием рус. стиха. Первый этап связан с освоением силлабо-тонич. стихосложения и отмечен появлением первых стиховедч. работ, в к-рых традиц. нормативность пытается опереться уже не на абстрактную "норму" или ближайшую поэтич. практику, а на осознание просодич. особенностей яз., стремится обнаружить и обосновать естеств. связь яз. и стиха. Основополагающими трудами, решавшими эту насущную для рус. стихосложения задачу, стали трактаты В. К. Тредиаковского ("Письмо о правилах рос. стихотворства", "Способ к сложению рос. стихов...", "О древнем, среднем и новом стихотворении российском"), М. В. Ломоносова ("Письмо о правилах рос. стихотворства"), А. Д. Кантемира ("Письмо Харитона Макетина."), А. П. Сумарокова ("О стопосложении"). На этом этапе С. представляло собой самую развитую обл. лит.-ведения. Второй этап в истории С. с полным правом может быть назван чисто научным - нормативный аспект навсегда уходит в прошлое, оставляя место лишь для индивид. эстетич. суждений. Этот период (19 в.), связ. с освоением имитаций антич. и нар. размеров, открывают работы А. Х. Востокова ("Опыт о новом стихосложении"), впервые включившие в поле зрения С. нар. стих. Дальнейшие разработки проблем теории стиха в большинстве своем опирались на указ. работы, систематизируя, дополняя и корректируя их, а также уделяя особое внимание содержат. природе стиха (В. Г. Белинский, Н. И. Надеждин и др.). Во 2-й пол. 19 в. намечается существ. сдвиг в изучении стихосложения, связ. с достижениями в обл. яз.-знания и привлечением нового материала (Н. Г. Чернышевский, А. А. Потебня, А. Н. Веселовский, Ф. Е. Корш и др.). Итогом второго этапа развития С. стало утверждение контекстуального анализа. Третий этап (1910-20-е гг.) был связан с освоением тонич. стихосложения и отличался обращением С., с одной стороны, к методам точных наук - математике и статистике (А. Белый, Б. В. Томашевский, Р. О. Якобсон, Б. И. Ярхо и др.), с др. - к смежным областям (лингвистике) и более общим отраслям иск-ведч. знания (В. М. Жирмунский). Направление, связ. с морфологич. описанием ритмич. структуры стиха (анализ стиха как явления яз.), стало наиб. популярным в С.
Совр. С., новый этап в развитии к-рого наметился в 1960-е гг., связано с достижениями совр. яз.-знания (прежде всего фонетики), семиотики и теории информации. Осн. методом выявления фактов в С. стала статистика (работы К. Н. Тарановского, А. Н. Колмогорова, А. В. Прохорова, М. Л. Гаспарова и др.), с помощью к-рой определяются звук. явления, могущие быть обязат. ("константами"), господств. ("доминанты") либо преоблад. ("тенденции") признаками стиха. Определение системы стихосложения, а также ее специфич. реализации в лит-ре разл. яз., на разных этапах лит. истории и т. д. связано с установлением этих стихообразующих признаков, к-рые получают дальнейшую интерпретацию с помощью сравнит. метода. В наст. время из материала 3 осн. разделов С. наиболее подробно изучена метрика (особенно силлабо-тоника), менее - фоника и строфика. Из широкого круга проблем изучения стиха, вызывающих у стиховедов наиб. интерес, следует выделить поэтич. интонацию. В последние годы в С. наметилась тенденция к системному анализу стиха как явления не яз., а стиля (традиция Жирмунского), опирающемуся на достижения др. наук, прежде всего яз.-знания (в т. ч. эксперим. фонетики) и иск-знания.
Участники экономической деятельности: