КОНКЛЮЗИЯ (от лат. conclusio - букв. 1) запирание, замыкание, 2) заключение, вывод) - синтетич. жанр эпохи барокко, пришедший из Европы через укр. посредничество. К. была популярна в России с сер. 17 до сер. 18 в. С хронологич. т. зр. К. предшествовала икона с клеймами и икона с композицией типа "древо" (напр., "Древо Московского государства" Симона Ушакова). Рус. К. связана с польской, литовской и укр. традициями. Для жанра К., основанного на соединении лит-ры и живописи, характерно сочетание замкнутой аллегорич. композиции, символов и эмблем, выражающих мотивы, свойств. эпохе барокко, с текстом, в к-ром содержался комментарий к рисунку. Текст мог находиться на лентах, в картушах, выходить из уст героев (как в совр. карикатурах и комиксах), концентрироваться в нижней ч. листа или рядом с изображаемыми персонажами (как на иконе), сопровождать микросюжеты (если К. создавалась по аналогии с иконой с клеймами). Словесный текст в К. не является линейным и целостным, структура отношений между его ч. определяется графич. композицией К. Поскольку сочетание текста и изображения вообще было распространено в эпоху барокко, термин К. употреблялся по отношению к разным видам изображений. К. называли гравюры на дереве с тезисами к диспутациям, программы диспутов, схоластич. панегирики в лицах, памятные портреты, написанные или напечат. на ткани (атлас, тафта, холст) с подкладкой или (позже) на бумаге. В К. на ткани могли сочетаться печатный и рукописный текст, рисов. и вышитые фрагменты. Как правило, в создании К. принимали участие автор текста и художник (гравер) (напр., К. Гедеона Вишневецкого, гравиров. И. Ф. Зубовым, 1724; К. Феофила Кролика и Василия Гоголева, гравиров. И. Ф. Зубовым и М. Д. Карновским, и др.). Существовали разные типы К.: К. - подносные листы-панегирики, К. - эпитафии, К. - программы диспутов, содержащие осн. положения диспута и посвящения знатным гостям, и др. Традиция завершать обучение показат. выступлением учащихся (диспутом) была заимствована в России из Киево-Могилянской академии, где на диспутах присутствовали гетман, полковники и др. важные лица. Программа, посв. окончанию учебы, складывалась из диспутов на филос.-богосл. тему, из драм. представлений, хор. пения, декламации. В Москве подобные диспуты входят в моду в 20-е гг. 18 в., хотя изв. уже с нач. 1680-х гг. Тексты К. должны были быть отпечатаны заранее. Тезисы обычно вывешивали на дверях и стенах уч. заведения и раздавали уважаемым лицам. Печатать К. без ведома Св. Синода было запрещено в 20-е гг. 18 в. В нач. 18 в. расширяется тематика К.: темой, напр., становятся "героич. дела" Б. П. Шереметева, деят-ность Стефана Яворского, переход молдавского господаря Дмитрия Кантемира в рус. подданство, победа под Полтавой и т. д. К сер. 18 в. более распространен термин "тезис", прежде употреблявшийся как синоним К. По мнению исследователей, К. как жанр близка к жанру курьезных виршей, принцип. характеристикой к-рых было наличие "курьеза", т. е. забавной замысловатой загадки. С одной стороны, и К., и курьезные вирши" - поиск способа передачи "живого образа вещи", однако курьезные вирши в первую очередь строятся на идее словесной комбинаторики и представлениях о дискретности слова. В К. нет подобного отношения к тексту-комментарию: в целом он традиционен, а осн. нагрузка ложится на изображение. Текст и изображение в курьезных виршах равноправны, тогда как в К. текст вторичен по отношению к изображению, он не обладает особой поэтикой словесного выражения, "словесная" часть строго функциональна. Изв. К. И. Обидовского, Кариона Истомина, Иерофея Иезефовича, Лаврентия Трансильванского, Афанасия Заруцкого и др. Гравировали К. Г. Левицкий, А. Зубов, Г. Тепчегорский, И. Щирский, И. Мигура, Г. Качалов и др.
В совр. обществ. практике сохранились такие подобия жанра К., как похвальный лист, почетная грамота, стенгазеты выпускных классов (здесь сохранилось сочетание текста и изображения, причем в 1 и 2 случае - эмблематич. типа), автореферат дисс. (функционально - это текст притязаний на опр. статус, по форме - тезисы более широкого текста, выносимого на устную защиту, т. е. ситуация та же, что и в К.), и традиция рассылки приглашений на защиту диссертации (правда, приглашения не содержат похвалы значит. лицу, но она неявно присутствует в самом факте приглашения) и др.
Лит.: Алексеева М. А. Жанр конклюзий в русском искусстве конца XVII - начала XVIII в. // Русское искусство барокко: Мат. и исследования. М., 1977; Кукушкина Е. Д. Текст и изображение в конклюзии петровского времени (на примере портрета царевны Наталии Алексеевны) // Русская литература XVIII века в ее связях с искусством и наукой. Л., 1986; Тананаева Л. И. Сарматский портрет. Из истории польского портрета эпохи барокко. М., 1979; Белецкий П. Украинская портретная живопись XVII-XVIII вв. Л., 1981.
Другие термины и определения
Терновец Бор. Ник. ТЕРНОВЕЦ Бор. Ник. (1884-1941) - живописец, скульптор, историк иск-ва, критик, музейный работник. Учился на юрид. ф-те Моск. ун-та (1904-08), в школе К. Юона (1907-08), худож. школе Киша в Москве (1909-10), в школе Холоши в Мюнхене (1911-12), у Э. Бурделяв Париже (1913-14). Действ. чл. Акад. худож. наук (1923). В живописи неизменно стремился...
Куликов Ник. Ив. КУЛИКОВ Ник. Ив. (1812-91) - актер, драматург, театр. деятель. Начал на моск. сцене, в 1837 был переведен в Петерб. т-р. Играл водевильные и комедийные роли: Молчалин ("Горе от ума" А. Грибоедова), Бернардо ("Царство женщин, или Свет наизнанку" Ш. Денуайе и бр. Коньяр). Автор популярных пьес: "Средство выгонять...
Пантомима. ПАНТОМИМА - вид сценич. иск-ва, в к-ром осн. средства создания худож. образа - пластика, мимика. История П. восходит к глубокой древности: первое из дошедших до нас упоминаний относится к 5 в. до н. э. Большинство исследователей и практич. деятелей т-ра сходятся на том, что П. возникла в тот день и час, когда возникло иск-во актера....
09.06.2007 Заседание Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью Тепло приветствуя гостя, председатель поздравил посла Николоза Натбиладзе с новым назначением и пожелал ему успехов в дипломатической деятельности.
С удовлетворением отметив состояние нынешних отношений с Республикой Грузия, опирающихся на глубокие исторические корни, председатель рассказал о крепнущих из года в год связях между двумя дружественными странами благодаря напряженному труду и дальновидной политике государственных лидеров, заботящихся о благе и процветании наций.
17.03.2007 Инаугурация Секретариата Организации за демократию и экономическое развитие Соглашениями предусматривается обучение с целью совершенствования специальных навыков сотрудников, обмен экспертами по профессиональным вопросам, а также обмен профессиональной, научной и технической информацией, относящейся к вопросам функционирования организаций. Нынешнее соглашение открывает новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.
13.01.2007 Заседание Рабочей группы по чрезвычайным ситуациям РГЧС заслушала отчет о председательстве в Рабочей группе в период 2006-2007 годов, определила приоритеты своего дальнейшего сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, согласовала План своей работы на 2008 год, достигла соответствующих договоренностей о разработке Плана сотрудничества в сфере обучения и переподготовки кадров.
04.11.2006 Секретариат ГУАМ принял семинар-практикум Управления ООН по борьбе с наркотическими веществами Генеральный секретарь приветствовал участников семинара, проходившего под председательством г-на Вальтера Гера, руководителя Секции по правовым вопросам противодействия терроризму, начальник Секции по правовым вопросам СПТ/ЮНОДК. Координатор программ Секретариата по политико-правовым вопросам г-н Георгий Назаров сделал презентацию о деятельности и инициативах организации.