ТВЁРДЫЕ СТИХОТВОРНЫЕ ФОРМЫ - ист. сложившиеся типы стихотв. форм, в к-рых б. или менее строго определено кол-во стихов, способ рифмовки и строфич. построение, иногда - правила повтора стихов, периодов или их частей на определ. месте. В стиховедении Т. С. Ф. традиц. рассматриваются в разделе "строфика". Подобно строфам, Т. С. Ф. основаны на заданной предсказуемости формальных эл-тов, но, в отличие от строф, к-рые актуализируют внутристиховую связь гр. стихов, соотнося их друг с другом, Т. С. Ф. ориентируют на установление межтекстовых связей, соотнося структуру данного текста с др. текстами аналогичной структуры. Четкой границы между строфами и Т. С. Ф. нет, в стиховедении различают и переходные формы, в к-рых степень строгости орг-ции стихотв. текста не дает достаточных оснований для отнесения их к той или иной категории. В подобных случаях их описание как особых строфич. форм или как Т. С. Ф. объясняется устоявшейся науч. традицией (иногда восходящей к нормативным поэтикам). По строгости орг-ции Т. С. Ф. принято разделять на неск. гр.: 1) Т. С. Ф., в к-рых объем текста, способ рифмовки и строф, построение канонизированы (сонет, венок сонетов, триолет, рондо, рондель, секстина); 2) Т. С. Ф., в к-рых объем канонизирован, строфы - не вполне (баллада); 3) Т. С. Ф., в к-рых объем не фиксирован, строфика фиксирована (терцины, вилланель, ритурнель); 4) Т. С. Ф., в к-рых объем и строфика строго не фиксированы (канцона). Большинство Т. С. Ф. европ. поэзии формируется в ср. века и окончат. канонизируется в эпоху Возрождения. Нек-рые - заимствуются с Бл. (газель, рубаи) или Дальнего (танка, хокку) Востока. Освоение рус. поэзией европ. Т. С. Ф. начинается в эпоху классицизма; одними из первых были заимствованы Т. С. Ф. с давно устоявшимся каноном и допущенные в систему классицизма (прежде всего франц.), хотя и на правах поэтич. мелочей. В сер. 18 в. почти одноврем. в России появляются сначала переводные, а следом и оригин. сонеты, триолеты и рондо, причем, быстро осваивая европ. канон, рус. поэты уже во 2-й пол. 18 в. активно экспериментируют с этими формами. Новый этап освоения европ. Т. С. Ф. связан с романтизмом; интерес рус. романтиков к итал. Возрождению вызывает появление в России первых терцин и неизвестных ранее итал. и англ. сонетов. Наст. расцвет Т. С. Ф. приходится на нач. 20 в., когда не только возрождаются уже известные рус. лит-ре сонет, рондо, триолет, терцины, секстина, но и осваиваются др. европ. Т. С. Ф. - баллада, вилланель, канцона, венок сонетов. Этот период отмечен и обращением рус. поэтов к Т. С. Ф. вост. поэзии, воспринятым гл. обр. через европ. посредничество, - газель, пантум, рубаи, танка, хокку. Освоенные формы нередко становятся объектами многочисл. поэтич. экспериментов; необычайный интерес к ним выливается и в попытки создания оригинальных Т. С. Ф., большинство из к-рых принадлежат И. Северянину ("миньонет", "дизель", "кензель" и др.). В сов. период лишь сонет остается образцом для оригин. произведений, др. Т. С. Ф. - за редчайшими исключениями - используются в переводах и стилизациях.
Другие термины и определения
Прокофьев Ив. Прокофьевич. ПРОКОФЬЕВ Ив. Прокофьевич (1758-1828) - скульптор. Худож. образование получил в АХ в СПб. (1764-79), преподавал там в 1784-1828) у Н. Жилле и Ф. Г. Гордеева. Продолжил образование в качестве пенсионера Академии в Париже (1779-84). Ранняя манера П. испытала влияние рококо: изящество силуэта, динамизм форм и т. п. ("Актеон", бронза,...
Пронин Бор. Конст. ПРОНИН Бор. Конст. (1875-1946) - актер, реж. Род. и провел детство в Чернигове, нач. и ср. образование получил в Киеве. В 1897 поступил на ист.-филол., а затем на физ.-мат. ф-ты Петерб. ун-та, однако проучился недолго. Пытался продолжить образование в Моск. ун-те, но в 1900 был выслан из Москвы за участие в студенческих волнениях. В 1901...
Дудинцев Вл. Дм. ДУДИНЦЕВ Вл. Дм. (1918-1998) - писатель. Учился в Моск. юридич. ин-те. По окончании (1940) призван в армию. Фронтовой офицер, получил тяжелое ранение (1942), после чего работал в воен. прокуратуре. В 1946-51 - корреспондент газ. "Комсомольская правда". Первый сб. рассказов опубл. в 1952. Широкую известность получил в связи с выходом...
09.06.2007 Заседание Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью Тепло приветствуя гостя, председатель поздравил посла Николоза Натбиладзе с новым назначением и пожелал ему успехов в дипломатической деятельности.
С удовлетворением отметив состояние нынешних отношений с Республикой Грузия, опирающихся на глубокие исторические корни, председатель рассказал о крепнущих из года в год связях между двумя дружественными странами благодаря напряженному труду и дальновидной политике государственных лидеров, заботящихся о благе и процветании наций.
17.03.2007 Инаугурация Секретариата Организации за демократию и экономическое развитие Соглашениями предусматривается обучение с целью совершенствования специальных навыков сотрудников, обмен экспертами по профессиональным вопросам, а также обмен профессиональной, научной и технической информацией, относящейся к вопросам функционирования организаций. Нынешнее соглашение открывает новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.
13.01.2007 Заседание Рабочей группы по чрезвычайным ситуациям РГЧС заслушала отчет о председательстве в Рабочей группе в период 2006-2007 годов, определила приоритеты своего дальнейшего сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, согласовала План своей работы на 2008 год, достигла соответствующих договоренностей о разработке Плана сотрудничества в сфере обучения и переподготовки кадров.
04.11.2006 Секретариат ГУАМ принял семинар-практикум Управления ООН по борьбе с наркотическими веществами Генеральный секретарь приветствовал участников семинара, проходившего под председательством г-на Вальтера Гера, руководителя Секции по правовым вопросам противодействия терроризму, начальник Секции по правовым вопросам СПТ/ЮНОДК. Координатор программ Секретариата по политико-правовым вопросам г-н Георгий Назаров сделал презентацию о деятельности и инициативах организации.