Романтизм.
РОМАНТИЗМ - эпоха в европ. культуре 1-й пол. 19 в., идейное и худож. движение, возникшее как трагич. переживание Франц. рев-ции и как реакция на рационализм философии Просвещения и эстетики классицизма. Сходные во многом идеи и худож. формы, проявившиеся во 2-й пол. 18 в. до Франц. рев-ции, принято называть преромантизмом.
В центре мира Р. находится личность человека, устремленная к полной внутр. свободе, к совершенству и обновлению. Свободная романтич. личность воспринимала жизнь как исполнение роли, театр. действо на подмостках всемирной истории. Р. был пронизан пафосом личной и гражд. независимости; идея свободы и обновления питала и стремление к героическому протесту, в т. ч. к нац.-освободит. и рев. борьбе. Вместо провозглашенного классицистами "подражания природе" романтики положили в основу жизни и иск-ва творческую активность, преображающую и творящую мир. Мир классицизма предзадан - мир романтизма непрерывно создается. Основой Р. явилась концепция двоемирия (мира мечты и мира реального). Разлад между этими мирами - отправной мотив Р. От неприятия существующего реального мира происходило бегство из просвещенного мира - в темные века прошлого, в далекие экзотич. страны, в фантастику. Эскапизм, бегство в "непросвещенные" эпохи и стили, питал принцип историзма в романтич. иск-ве и жизненном поведении. Р. открыл самоценность всех культ. эпох и типов. Соответственно теоретиками Р. на рубеже 18-19 вв. в кач-ве основного принципа худож. творчества был выдвинут историзм. В странах, менее затронутых Просвещением, человек Р., осознав равноценность культур, устремлялся к поиску нац. основ, историч. корней своей культуры, к ее нац. истокам, противопоставляя их сухим универсальным принципам просветительского мироздания. Поэтому Р. породил этнофильство, для к-рого характерен исключит. интерес к истории, к нац. прошлому, фольклору. В каждой стране Р. приобрел ярко выраженную нац. окраску. В иск-ве это проявилось в кризисе академизма и создании нац.-романтич. историч. стилей.
Р. в России, как и во всей Европе, начался в атмосфере наполеоновских войн, но, в отличие от др. стран, Россия завершила их своим триумфом. Это наложило отпечаток на развитие Р., в частности, определило значительность ампира в рус. иск-ве и ярко выраженный военный дух, принизавший всю рус. жизнь романтич. эпохи. Этот дух питали и Кавказские войны - на их фоне прошла вся история рус. Р., и почти все видные деятели романтич. культуры принимали в них участие. При этом Кавказ, отчасти Крым, Бессарабия, а также мирная, но первозданно-суровая Финляндия сыграли в рус. романтич. сознании необходимую роль экзотич. мира. Завершение рус. Р. отмечено Крымской войной, поражение в к-рой переживалось как национальный позор; "Севастопольские рассказы" и обращенный к эпохе Р. роман "Война и мир" Л. Толстого развенчали романтич. эстетизацию войны.
В начале эпохи Р. был создан первый великий труд по рус. истории - "История государства Российского" Н. Карамзина, давший столь необходимое тому времени знание и осмысление ее перипетий. К эпохе Р. относится формирование самостоят. рус. философии, в частности философии истории. Россия увлекалась философами германского Р. - Шеллингом и Гегелем. Философами рус. Р. были П. Чаадаев, В. Одоевский, В. Белинский, Аксаковы и пр. В этот период оформилось противостояние западников и славянофилов, ставшее определяющим в русской историософии и политологии. Романтиками были не только декабристы, но и император Николай I.
В эпоху Р. в спорах "архаистов и новаторов" завершилось формирование рус. лит. яз. и наступил расцвет рус. лит-ры. Наиб. яркими представителями Р. в рус. поэзии были К. Батюшков, В. Жуковский, М. Лермонтов, в прозе - А. Бестужев-Марлинский, Н. Гоголь. Пушкин, в молодые годы разделявший со своими сверстниками романтич. идеи и романтич. эстетику, в дальнейшем вырос из них и вступил на непроторенные пути, на к-рых он не имел последователей.
В рус. изобр. иск-ве Р. проявился в творчестве А. Орловского, портретной живописи О. Кипренского, оказал влияние на формирование рус. пейзажа (С. Щедрин, М. Воробьев, М. Лебедев, И. Айвазовский). Одним из наиб. ярких и последоват. проявлений Р. в рус. иск-ве стало творчество К. Брюллова, к-рое испытало также и влияние классицизма. Сочетание идей Р. и классицизма характерно для творчества Ф. Бруни, Ф. Толстого. Мотивы Р. присутствуют также в творчестве П. Федотова и А. Иванова. Образцом Р. в рус. скульптуре является творчество мастеров ампира, позднее - творчество А. Логановского, Н. Пименова, П. Клодта, И. Витали.
В сфере муз. иск-ва на рус. Р. оказали влияние его известнейшие представители - Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, Н. Паганини. Вопрос о рус. Р. долгое время считался дискуссионным из-за пресловутой теории "реакционного Р.", к-рому якобы не могли быть подвержены прогрессивные отечеств. композиторы-классики. Флюиды Р. явственно ощутимы, однако, в рус. музыке. Характерный для романтич. эстетики принцип двоемирия, разделения на реальный и фантастич. миры, воспевание "духов стихий" сказались в "Русалке" А. Даргомыжского, "Садко" Н. Римского-Корсакова и др. Мотив устремленности к Востоку как царству прекрасных грез сказался в многочисл. произв. отечеств. авторов, создавших богатейшую традицию рус. муз. ориентализма, начиная с "Руслана" М. Глинки, "Демона" А. Рубинштейна, "Князя Игоря" А. Бородина вплоть до сочинений П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Аренского, М. Ипполитова-Иванова и др. Приверженность романтич. эстетики к сюжетам из далекой старины, к образам нац. истории сказалась в творчестве А. Верстовского ("Аскольдова могила"), М. Глинки ("Иван Сусанин"), в народных муз. драмах М. Мусоргского.
Уже в 1830-е гг. параллельно Р. появились новый тип мировоззрения и новые худож. течения, общим признаком к-рых был интерес к реальной, наблюдаемой действительности и к практическому действию. К 1860-м гг. Р. в рус. культуре исчерпал себя, и конец царствования Николая I был и концом рус. Р. Романтич. эстетика осталась уделом немногих художников, живущих духовно вне своего времени (Т. Готье во Франции, Ф. Тютчев, А. Толстой в России), и одновременно превратилась в китч, став достоянием стремящихся к высоким идеалам и красоте широких масс.
Реакцией на господство позитивного мировоззрения во 2-й пол. 19 в. стал неоромантизм кон. 19 столетия. В России на него оказали влияние неоромантич. идеи Германии, Скандинавии, Франции и Англии. Р. (особенно присущий ему мистицизм) оказал влияние на рус. символизм (напр., М. А. Врубель), сказался на формировании эстетич. концепции стиля модерн в рус. иск-ве. В неоромантизме вновь происходит обращение к нац. традициям своих стран. Идея непрерывного созидания мира получила воплощение в архитектуре только в неоромантизме - модерне. Рус. неоромантизм проявился и в др. течениях, в творчестве писателей и поэтов, пришедших в культуру из социальных низов. Образцами альтернативного неоромантизма были босяцкий Р. молодого М. Горького, имевший огромный успех во всех социальных слоях и в разных странах, Р. А. Грина, позже - Р. А. Гайдара. Увлеченность наивно понимаемым Р. как стремлением к возвышенной мечте проявилась в историко-литературных построениях Горького, к-рый разделил Р. на революционный и консервативно-реакционный, на долгие годы определив советский подход к Р. Неоромантизм мечты и активного действия питал пафос социалистич. преобразований и раннего диссидентства и ярко сказался в творчестве многих деятелей иск-ва раннего сов. периода и вновь - в период "оттепели" 1950-60-х гг., когда в доме каждого интеллигента висел портрет Э. Хемингуэя, ставшего едва ли не самым читаемым писателем в России.