Анаграмма.
АНАГРАММА (от греч. ανα - пере, γραμμα - буква) - слово, образованное перестановкой букв (фонем) другого слова. В поэтике - термин, введенный Ф. де Соссюром (в записях, при жизни не опубликов.), обозначающий особый прием в поэзии: зашифровывание нек-рого слова ("ключевое слово"), как правило имени собственного, путем "расчленения" его на отдельные фонемы или комплексы фонем, которые располагаются в тексте в другом порядке, "прячутся", но в то же время могут находиться в заметных точках стиха, нагнетаются с повышенной частотностью (по сравнению с обычной частотностью в речи) или располагаются близко друг от друга в рамках строки. Первонач. А. была несомненно приемом сакральной поэзии (в частности, Соссюр и позднейшие исследователи находили А. в гимнах "Ригведы"), где использовалась для зашифровки имени божества. Хорошо известна в фольклорной загадке (в загадку входит А. "разгадки", т. е. загаданного слова): "Черный конь прыгает / скачет в огонь" (кочерга); "Туша у ней уши, а головы нет" (Ушат); "Стоит копытце полно водицы (Колодец). Иногда "ключевое слово" может и присутствовать в тексте, как в стихотворении Мандельштама "Пусти меня отдай меня Воронеж" ("Воронеж - ворон, нож") или в сонете Вяч. Иванова "В морях горит - Сирена Маргарита". Вероятно, у Иванова и младших поэтов, учившихся у него теории поэзии (особенно развита А. у акмеистов) использование А. было не просто осознанным приемом, но фактом науч. рефлексии: Иванов учился у Соссюра санскриту и, вероятно, был знаком с его идеями. Относит. продуктивности и правомочности понятия А. нередко высказываются сомнения, отчасти обоснов., поскольку границы между достоверными, вероятными и сомнит. (иногда просто невероятными) случаями остаются зыбкими, а критерии - весьма относит., отчасти же - преувеличены и вызваны просто неумеренным и неумелым использованием анализа А., к-рый при должной осторожности может быть надежным и ценным инструментом.