БОГ (греч. Θηοζ, лат. Deus) - в религ. системе понятий верховное сверхъестеств. существо, создавшее мир и управляющее им; высший предмет религ. культа. В ранних религиях представление о Б. заменялось поклонением неодушевл. предметам (фетишизм), верой в духов, демонов (анимизм). С развитием родоплеменных объединений формируется образ племенного Б. - предводителя своего племени, воителя (Ашшур у ассирийцев), с развитием городов-государств - покровителя города (Афина Паллада - богиня Афин). С объединением неск. племен или городов такие "местные" Б. становились общегосударственными; при этом в патеон Б. включались (как правило, на правах подчиненных) и Б. покоренных народов. Религии такого рода наз. язычеством, или политеизмом (многобожием, от греч. "поли" - много, "теос" - Б.), предполагающим власть каждого из Б. над к.-л. частью мирового целого (Б. др.-греч., слав. мифологии, напр., Стрибог, связанный с ветрами, Сварог - с огнем, Перун - Б. княжеской дружины, громовержец; "скотий" Б. Велес и т. п.).
Религ. мировоззрение, исходящее из понимания Б. как абсолютной, совершенной и неограниченной, в отличие от человека, личности, пребывающей вне мира, к-рый он создал и в к-ром он может свободно действовать, является характерным признаком теизма (от греч. "теос" - Б.). Последний следует отличать от деизма (от лат. deus - Б.), согласно к-рому единый Б., сотворивший мир, далее не вмешивается в ход развития "самодвижущейся" природы (и человека в ней), а также пантеизма (от греч. "пан" - все и "теос" - Б.), отождествляющего безличного Б. и природу. Атеизм отвергает существование Б.
У древних евреев Яхве (Ягве, Иегова, Саваоф), первоначально местный Б., с процессом создания Иудейского гос-ва осмыслен как единый Б. - творец и вседержитель, верховное существо иудаизма - первой из всемирно изв. монотеистич. религий (что нашло отражение в Ветхом завете - свящ. книге иудеев и христиан). Этот образ воспринят и трансформирован в христианстве и исламе, причем в христианстве единый Б. имеет 3 лица (ипостаси): Б.-Отец (творец всего сущего), Б.-Сын (логос - по-греч. "слово", "высказывание", "речь", а также "смысл", "понятие"), воплотившийся в человеческом Сыне Б. Иисусе Христе, к-рому посв. Новый завет и в связи с к-рым особое значение в христианстве приобретает культ его Матери - Богородицы, Девы Марии, и Б. - Дух Святой (животворящее начало).
С завершением процесса формирования осн. монотеистич. религий (христианства, буддизма, ислама) создается религ.-филос. учение о Б. - богословие, или теология. Б. становится не только гл. предметом веры и культа, но и понятием идеалистич. философии, выдвигающей разл. доказательства бытия Б. (космологическое - раз существует мир, то должна быть и причина его возникновения; телеологическое - целесообразность природы предполагает разум ее создателя; онтологическое - само представление о Б. предполагает его существование).
В православии Б. - "высочайшее имя, с к-рым соединяются все чистые и светлые упования человечества", в к-ром "бытие находит себе объяснение и оправдание - свою причину и свою цель" (С. С. Глаголев. Бог // Христианство. Энциклопедич. словарь. М., 1995, с. 337), Отец Вселенной, к-рый "произвел ее силою своей всемогущей любви", давшей тварям "наилучший и высочайший дар - свободу, способность самоопределения, в нек-ром смысле способность духовного самосозидания" (там же). Б. есть совершенный разум и безграничная любовь, бесконечное величие и бесконечное благо, и в этом смысле он противопоставлен своему антиподу - Дьяволу. Создав человека по своему образу и подобию, Б. наказал его тяжестью земного существования за совершенный первый акт непослушания Ему (см. Грехопадение). Пришествие в мир Иисуса Христа (мессии - избавителя) есть залог искупления первородного греха; однако сознание собств. виновности (греховности) придает в православии особую нравств., очистит. ценность страданию, покорному несению тягот бытия, самопожертвованию и смирению.
Среди народов России (татар, башкир, народов Дагестана, а также нек-рых народов Урала, Сибири и Д. Востока) распространены также ислам, предполагающий бытие единого абс. Б. - вседержителя Аллаха, и буддизм, назв. по имени Будды ("просветленного", "пробужденного") - основателя этой религии инд. принца Судхартхи Гаутамы, реального ист. лица, постепенно приобретшего черты Б. (наряду с к-рым буддизм, как и близкий ему индуизм, включил в свой пантеон и др. богов).
Другие термины и определения
Фоника. ФОНИКА (от греч. φωνη - звук) - звук. орг-ция худож. речи, а также раздел поэтики, ее изучающий; в узком смысле - один из 3-х осн. разделов стиховедения, то же, что эвфония и инструментовка. Поскольку звук. мат-л худ. речи ограничен (напр., в рус. языке ок. 44 фонем), в ней, как и в нехудож. речи, неизбежна повторяемость отд....
Неёлова Мар. Мстиславовна. НЕЁЛОВА Мар. Мстиславовна (род. 1947) - актриса. В 1969 окончила ЛГИТМиК (класс В. В. Меркурьева). Работала в Моск. т-ре им. Моссовета, сыграла роль в сп. "Турбаза" (реж. А. В. Эфрос). С 1974 Н. работает в Моск. т-ре "Современник". Дебютировала в роли Валентины в сп. "Валентин и Валентина" (1974). С тех пор...
Пустынь. ПУСТЫНЬ - первонач. место уединенных подвигов монашествующих в безлюдной местности (лес, пустыня), келья, иногда с часовней или моленной. Предназначалась для избравших самый строгий из трех родов монашеской жизни (в сравнении с жизнью в скиту или общежительном монастыре) подвиг отшельничества. Впоследствии превращалась в монастырь, скит или...
09.06.2007 Заседание Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью Тепло приветствуя гостя, председатель поздравил посла Николоза Натбиладзе с новым назначением и пожелал ему успехов в дипломатической деятельности.
С удовлетворением отметив состояние нынешних отношений с Республикой Грузия, опирающихся на глубокие исторические корни, председатель рассказал о крепнущих из года в год связях между двумя дружественными странами благодаря напряженному труду и дальновидной политике государственных лидеров, заботящихся о благе и процветании наций.
17.03.2007 Инаугурация Секретариата Организации за демократию и экономическое развитие Соглашениями предусматривается обучение с целью совершенствования специальных навыков сотрудников, обмен экспертами по профессиональным вопросам, а также обмен профессиональной, научной и технической информацией, относящейся к вопросам функционирования организаций. Нынешнее соглашение открывает новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.
13.01.2007 Заседание Рабочей группы по чрезвычайным ситуациям РГЧС заслушала отчет о председательстве в Рабочей группе в период 2006-2007 годов, определила приоритеты своего дальнейшего сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, согласовала План своей работы на 2008 год, достигла соответствующих договоренностей о разработке Плана сотрудничества в сфере обучения и переподготовки кадров.
04.11.2006 Секретариат ГУАМ принял семинар-практикум Управления ООН по борьбе с наркотическими веществами Генеральный секретарь приветствовал участников семинара, проходившего под председательством г-на Вальтера Гера, руководителя Секции по правовым вопросам противодействия терроризму, начальник Секции по правовым вопросам СПТ/ЮНОДК. Координатор программ Секретариата по политико-правовым вопросам г-н Георгий Назаров сделал презентацию о деятельности и инициативах организации.