Лапта.
ЛАПТА (мать, матка, матка на выкуп, перекидыши, майдан) - рус. спорт. командная игра. Наряду с городками считается одной из наиб. типичных игр для рус. нар. физич. культуры. Л. изв. под этим же названием ряду южно-и вост.-слав. народов. Название игры совпадает с названием круглой дерев. биты, уплощенной с одного конца, к-рой бьют по мячу. Мяч м. б. сделан из ткани, елового корня, бересты и др. В игре участвуют 2 равные по числу игроков команды - подающая и играющая (бьющая). Игроки бьющей команды находятся перед чертой ("у ближнего сала", "в городе") и по очереди, начиная с самого слабого игрока, наносят удар битой по мячу, посылая его как можно дальше в поле, где находятся игроки подающей команды. Полем называется пространство между "ближним салом" и располож. в 20-80 м от него "дальним салом" ("городок", "стоянка", "полевая черта"). Ударивший бросает биту и бежит через поле и обратно. Если ему удается вернуться в "город", он получает право на дальнейшее участие в ударах лаптой. Один из игроков "команды поля", стоя перед чертой подачи, подбрасывает мяч ударяющему. Остальные его товарищи стоят в поле так, чтобы они могли схватить посланный из "города" мяч, перебросить его друг другу и попасть в игрока "команды города", бегущего через поле. При попадании мяча "команда поля" бежит в "город", если их соперники не смогут нанести ответный удар ("отсалиться"). Попасть в игрока "команды города" называется "взять город"; если игрок "поля" ловит мяч с лета, то это называется "город продан", и команды сразу меняются местами. Ударивший слабо игрок "команды города" может оставаться на месте или добегать только до промежуточ. "сала" (находясь у к-рого, он подвергается насмешкам). Тогда обратно он бежит вместе с тем игроком, к-рый сможет нанести сильный удар. По мере нарастания усталости игроков увеличивается число бегущих одновременно, и исход игры может зависеть от удара самого сильного игрока, как правило, капитана команды. Л. считается дет. игрой, развивающей скорость, глазомер, меткость, выносливость, умение переносить боль от сильного удара. Обрядовые корни игры не прослеживаются, следы символич. нагрузки видны в терминах "поле", "город", "городок", противопоставлении города и поля. Ключевым моментом является нахождение игрока, принадлежащего укрепл. "городу", в "поле", где он оказывается незащищенным и подвергается опасностям. Бита, относящаяся к "городу", возможно, может трактоваться как волшебное оружие, к-рым стремятся овладеть соперники. После создания определ. формальных правил Л. была включена в Классификацию национ. видов спорта РФ. Сходные варианты игры встречаются у др. народов нашей страны, что в ряде случаев признано заимствованием у русских. Сильное сходство с Л. имеет также популярная игра бейсбол. По мнению ряда историков спорта, игры типа Л. были занесены в Европу из Индии в период раннего средневековья, и тогда они имитировали полную опасности жизнь бродячих торговцев. К эпохе Возрождения они разделились на игры с "осаливанием" (типа рус. Л.) и с заниманием "городков" в поле (типа бейсбола).