Этюд.
ЭТЮД (франц. étude - изучение) - 1) Произв., выполненное с натуры с целью ее наиб. тщательного изучения, в качестве подготовит. материала для картины, гравюры, рис., скульптуры и пр. Э., как правило, конкретизирует общий замысел произв., по нему можно судить о процессе воплощения окончат. варианта (напр., В. Суриков, Э. к "Утру стрелецкой казни", "Меншикову в Березове" и т. д.). Э. может быть и самостоят., самоценным худож. произв. (этюды А. Иванова, К. Коровина, В. Серова и пр.).
2) Инструмент. муз. пьеса инструктивного или концертного характера, построенная на фигурации и направленная на развитие, а также демонстрацию опред. технич. навыка игры; отличается, как правило, единством фактуры. Возник в нач. 19 в. в связи со становлением виртуозного стиля в исполнительстве.
В широком смысле слова Э. связан с овладением исполнит. мастерством. В старинной музыке его функцию могли выполнять иные жанры (ср. оригинальные названия сонат Д. Скарлатти "Ecsercizi" или "Klavierbung" И. С. Баха).
Инструктивные Э. являются обя-зат. компонентом обучения музыканта-инструменталиста. С 19 в. по сей день популярны в муз. педагогике, в т. ч. русской, сборники Э. И. Крамера, М. Клементи, К. Черни, М. Мошковского для фортепиано, Р. Крейцера для скрипки, П. Роде для виолончели. "24 каприса для скрипки соло" (1801-07) Н. Паганини стимулировали развитие жанра художеств., концертного Э. в творчестве Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Шопена, К. Дебюсси. В рус. музыке этот жанр связан с именами А. Г. Рубинштейна, С. М. Ляпунова, А. С. Аренского, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова ("Этюды-картины") и с расцветом рус. фортепианной школы. Не-многочисл. Э. И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича демонстрируют поиск нового, антиромантического подхода к фп. Стравинский создал также Э. для пианолы, Четыре Э. для оркестра.