Неовизантийский стиль.
НЕОВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ (византийский стиль) - одно из направлений в архитектуре периода историзма и модерна, проявившееся преимущ. в церковном зодчестве. Ориентиром для него служили преимущ. центрические крестово-купольные храмы, к-рые к 6-8 вв. стали доминировать в византийском иск-ве, а впоследствии послужили образцами для др.-рус. церквей домонгольского периода. Худож. и идеологич. образцом прежде всего служил храм св. Софии в Константинополе.
Обращение к визант. мотивам впервые началось в царствование Екатерины II в связи с планами воссоздания Греч. империи и проявилось в эл-тах композиции Софийского собора ок. Царского Села (арх. Ч. Камерон). Визант. мотивы впервые применены в рус. зодчестве А. М. Горностаевым, в композиции - Д. И. Гриммом. Последнего считали основателем школы "греко-византийского зодчества" - Д. И. Гримм впервые целенаправл. обратился к изучению подлинных визант. памятников, сохранившихся в пределах Грузии и Армении ("Памятники христианской архитектуры в Грузии и Армении". СПб., 1866). Т. н. "русско-византийский" стиль К. А. Тона по стилистике не имел отношения к Н. С. Апологеты визант. стиля считали его более практичным и доступным, чем стиль моск. архитектуры, и столь же национальным; а переход от классического направления к византийскому представлялся более логичным, чем к "сложному и прихотливому московскому стилю", поскольку "формы его и проще, и классичнее форм московской архитектуры", особ. при строительстве из камня. Достиг максим. расцвета к нач. 1880-х гг., что, возможно, связано с усилением идей панславизма (Б. М. Кириков). Характерно, что все, кроме одного, конкурсные проекты на постройку храма на месте смертельного ранения имп. Александра II в С.-Петербурге были выдержаны в Н. С., но не получили одобрения имп. Александра III. Н. С. продолжал существовать параллельно с рус. стилем, занимая периферийное положение. Не претерпел столь значит. эволюции, как рус. стиль, в своем развитии. Часто сочетался с формами романского зодчества, рус. стиля и сводился к копированию внешних форм, наружной отделки (собор Св. Владимира в Киеве, 1862-82, И. В. Штром, П. И. Спарро, А. В. Беретти; Свято-Иоанновский мон. в С.-Петербурге, 1899-1902, Н. Н. Никонов), в нач. 20 в. испытал влияние модерна (В. А. Косяков, В. Н. Максимов), а также переднеазиатского зодчества (С. У. Соловьев, ц. в Кунцево под Москвой; Л. В. Руднев, ц. в Екатеринославе). Крупнейшие мастера, работавшие в Н. С.: Г. Г. Гагарин (храмы на Кавказе), Д. И. Гримм (соборы: Св. Владимира в Херсонесском мон., 1861-92; Св. Александра Невского в Тифлисе, совместно с Р. А. Гедике, проект 1866), Э. И. Жибер (собор в Самаре, не сохр.), В. А. Косяков (церкви в С.-Петербурге: Божией Матери Милующей в Галерной гавани, Божией Матери Казанской в Новодевичьем монастыре, соборы в Кронштадте и в Новониколаевске), А. Н. Померанцев (собор Св. Александра Невского в Софии, 1904-12), В. А. Шретер (проекты соборов в Тифлисе, 1866 и Оренбурге, 1879), Р. И. Кузьмин (греческая ц. Св. Димитрия Солунского в С.-Петербурге, 1861-66, не сохр.), К. К. Вергейм (церкви в С.-Петербурге: Св. Андрея Блаженного, 1871-77, не сохр.; Божией Матери Казанской на Большеохтинском кладбище, 1881-85, совместно с Ф. Л. Миллером, не сохр.), А. Н. Томишко, А. Л. Гун. В Н. С., считавшемся репрезентативным, часто строились соборные храмы на окраинах России, особ. на юге империи и на Балканах, где этот стиль считался органично продолжающим местные традиции (соборы в Тифлисе; в Севастополе - Св. Владимира городской, К. А. Тон, А. А. Авдеев, 1854-88, и в Херсонесе; в Ташкенте, А. Я. Урлауб, не сохр.; Рождества Христова в Риге, Р. Флуг; Воскресения Христова в Нарве, 1896, П. Алиш).
Лит.: Византийское зодчество // Зодчий. 1883. С. 39-40; Некрасов А. И. Византийское и русское искусство. М., 1924; Кириков Б. М. Храм Воскресения Христова (к истории "русского стиля" в Петербурге) // Невский архив. М.; СПб., 1993. С. 204-245.