Величания.
ВЕЛИЧАНИЯ - 1) праздничные формульные прославления (где меняются имена) Спасителя, Богоматери и святых, к которым присоединяются избр. псалмы, поются священнослужителями посреди храма (перед аналоем с иконой соответствующего праздника) на утрени, после полиелея, перед чтением Евангелия. В. наз. также припевы после 8-й песни канона (когда не поется "Честнейшая"). В. (задостойники) поются и на литургии вместо "Достойно есть, яко воистину:"; 2) вид свадебных песен, характерный в осн. для 2-й, "радостной", половины обряда. В. поют девушки - обычно подружки невесты, кроме тех случаев, когда они не допускаются на пир в доме жениха. Каждое В. адресуется одному участнику свадьбы (в крайнем случае двум молодым, родителям, супружеской паре из числа гостей) и прославляет, возвеличивает его (в нар. терминологии петь к.-л. В. - "навеличивать" его). Адресат обязан "отдариться". Аналогия этих прославлений (описание неслыхан. богатства и т. п.) с сюжетами колядок (адресованных не индивиду, а дому) и др. благопожелательн. текстов доказывает, что "комплиментарность" имеет и "магическую", продуцирующую функцию (гиперболически описываемое благополучие должно в какой-то мере осуществиться в реальности), но было бы наивно сводить к ней весь смысл В. Гл. роль в свадьбе играют, несомненно, В. молодых (жениха и невесты, а затем новобрачных), где появляются такие обрядовые наименования, как князь и княгиня. Они также б. других В. насыщены мифологич. мотивами (напр. расцветание природы при приближении жениха и или невесты, любопытно, что в авторской одической поэзии нового времени этот мотив трансформируется в прославление царя - князя). Прочие величания, хотя и обращены каждое к отд. индивиду, группируются по сюжетам в типы по обрядовым ролям: "свахе", "дружке", "матери или отцу молодой", "неженатому гостю". Персонажи (адресаты) В. и, соответственно, персонажи обряда с этой т. з. делятся на тех, кого наз. по ролям (сваха, дружка, тысяцкий и т. п.), и тех, кого наз. по имени. При этом для В. характерна особая формула: имя и отчество появляются в параллельных строках: "Глеб холост / Иванович неженат" (пример, подробно разобранный Р. О. Якобсоном), что, кроме проч., объясняется прагматикой отчества, "присоединяемого" к имени: молодых именно теперь, в свадьбе, начинают называть по имени-отчеству. Это связано с др. (бытовым) значением глагола "величать", "называть или обращаться по (имени и) отчеству", ср. былинную формулу "выспрашивания": "Как тебя именем зовут / Как величают по отечеству" (имя и отчество - в параллельных строках) и бытовую формулу "как тебя звать-величать" (это не синонимы, а именование по имени и по отчеству соответственно). Своеобр. инверсией В. являются т. н. корильные песни.