Метрика.
МЕТРИКА (греч. μετρικά от μέτρον - мера, размер) - 1) То же, что стихосложение. В этом значении термин "М." чаще используется применит. к одной из систем стихосложения - метрической.
2) То же, что стиховедение. В таком значении термин "М." обычно употребляется применит. к тем этапам изучения стиха, к-рые носили нормативный, предписывающий характер, вырабатывая систему правил построения стиха (арабская М., антич. М. и т. д.). В этом отношении показательно назв. классич. работы по рус. стиховедению В. К. Тредиаковского "Новый и краткий способ к сложению рос. стихов".
3) Раздел стиховедения, изучающий строение стихотв. строки - системы стихосложения, метры и стихотв. размеры. В совр. стиховедении, разграничивающем понятия метра и ритма, этот раздел обычно называют "М. и ритмика", реже относят к обл. М. учение о сочетаниях звук. признаков стиха (гл. обр. константных), к "ритмике" - вариации этих сочетаний, имеющие, как правило, исторически изменчивый характер (обычно - доминанты и тенденции). Разграничение это условно, поск. в наст. время дифференциация понятий "метр" и "ритм" еще недостаточно разработана. Как самостоят. раздел стиховедения М. соотносится с фоникой (учением о сочетании звуков). В стиховедении принято различать: нормативную М. (см. М. во 2-м значении) как руководство по стихосложению (напр., в трудах Тредиаковского и М. В. Ломоносова); ист. М. как историю становления и развития законов строения стиха и употребительности отд. его форм; сравнительную М., изучающую типологич. и контактные связи, отношения, сходства и различия в стихе разных народов (в совр. стиховедении; является одним из методов реконструкции древнейших, несохранивш. форм стиха - общеевроп. и пр.); описат. М., занимающуюся описанием М. отд. произв., произв. одного автора, отдельного этапа в развитии стиха и пр. (гл. обр. - их стихотв. размеров, т. н. "метрич. репертуар").
4) Система стихотв. форм, употребит. в поэзии того или иного писателя, жанра, эпохи, культуры и пр. (напр., "М. Пушкина", "лирич. М.", "М. рус. поэзии 18 в.", "антич. М." и пр.). Их описание (в отличие от М. в 3-м значении) обычно включает не только собственно М., но и строфику, иногда - каталектику и рифму.