СОНЕТ (итал. sonetto, от прованс. sonet - песенка) - твердая стихотворная форма, представляющая собой стих. из 14 строк, композиц. распадающееся на 2 катрена и 2 терцета (катрены написаны на 2 рифмы, терцеты - на 2 или 3 рифмы). С. как упрощенная форма одиночной строфы канцоны возник в Италии в сер. 13 в., в 16 в. перешел из итал. поэзии во франц. и довольно быстро распространился по всей Европе. К эпохе Возрождения окончательно определились два типа сонетного канона - франц. и итал. Франц. тип, нормализованный наиб. строго, соответственно правилами альтернанса, устанавливает взаимную зависимость между характером рифмовки катренов и терцетов: "закрытая" (охватная) рифмовка катренов обусловливает "открытую" рифмовку терцетов (АббА АббА ввГ дГд); и наоборот, "открытая" (перекрестная) рифмовка катренов - "закрытую" терцетов (АбАб АбАб ВВг ДДг); оба вида считаются одинаково "правильными", но первый - "совершеннее". Итал. тип С., свободный от правил альтернанса, допускает как перекрестную, так и охватную рифмовку в катренах и - независимо от нее - самую разнообразную рифмовку в терцетах (напр.: АБАБ АБАБ АГД ДГВ и др.). Франц. С, как правило, пишется александрийским стихом (12-сложником), итал. - 11-сложником. Сонетный канон предписывал также соблюдение дополнит. правил: строфы должны кончаться точками, знаменательные слова - не повторяться, последнее слово С. - быть "ключевым". Огромная популярность С. в европ. лит-ре вызвала появление разл. вариантов С. и многочисл. отклонений от канонич. форм; из таких отклонений наиб. изв. являются "С. с кодой" и "англ. С.", нарушающий правило повтора рифм в обоих катренах и традиц. строфику - 3 катрена и заключит. двустишие (абаб вгвг деде жж). В России С. изв. с 1735, когда В. Тредиаковский сделал пер. с франц. классич. С. Ж. де Барро. Вслед за ним в 1855 В. Сумароков создает уже 4 оригинальных С. Популярность этой формы в 1760-е гг. нарастает, рус. поэты не только свободно воспроизводят франц. и итал. канон, но и экспериментируют с сонетной формой, так что к кон. 18 в. С. постепенно превращается в простое 14-стишие со следами деления на два четверостишия и заключительное шестистишие, но с почти произвольным порядком рифм. Новый период популярности С в России связан с романтизмом. Обращение англ. и нем. романтиков к С. и выход 1822 в Москве сонетов А. Мицкевича вызывают появление большого числа рус. романтич. С В 20-30-е гг. 19 в., считающиеся расцветом рус. С, едва ли не каждый из поэтов отдал дань этой форме. С пишут В. Жуковский, А. Пушкин, А. Дельвиг, Е. Баратынский, М. Лермонтов, К. Павлова и мн. др. К сер. 19 в. интерес к С. значительно ослабевает, стих., напис. в форме С, появляются эпизодически, активно обращается к нему лишь А. Григорьев (цикл С "Титании" и поэма "Venezia La Bella", напис. строфами-С.). Посл. четв. 19 в. отмечена своеобразными экспериментами с сонетной формой: в своем традиц. виде она сохраняется в многочисл. юмористич. С. В. Курочкина и В. Буренина, "серьезный" же С. сильно деформируется в поэзии А. Майкова, В. Соловьева, К. Фофанова. В 80-90-е гг. над возрождением С. работает П. Бутурлин. Нач. 20 в. - новый расцвет рус. С., к-рый становится самой популярной из тв. стихотв. форм уже у старших символистов; только К. Бальмонт написал более 500 С. Пишут С. И. Анненский, В. Иванов, В. Брюсов, М. Волошин, А. Блок, М. Кузмин, Н. Гумилев, А. Ахматова и др. Этот период отличается, с одной стороны, обращением к почти забытым канонам С., с другой - самыми неожиданными экспериментами и предельными усложнениями сонетной формы. Появляются С.-акростихи, С.-буриме, венки С, "ответные С". В кругу В. Иванова не только возрождают обычай ср.-век. итал. "ответного С", но и усложняют его (поэт получает С. с недописанными строками и, угадав по ним рифмующие слова, отвечает "ответным С." на угаданные рифмы). Поэты нач. 20 в. начинают использовать для С. нетрадиц. размеры. Если в 19 в. эксперименты с метрикой сводились к замене традиц. для С. 5-и 6-стопного ямба 4-стопным (Баратынский), то теперь внедряются новейшие размеры - дольник и акцентный стих, С. пишутся вольными размерами и односложными. Традиц. строфику размывают "С. с кодой" и "опрокинутый С". Наиб. сильно деформирован С. в "коронах сонетов" раннего И. Сель-винского. В сов. период С. - единственная из тв. форм, к к-рой не утрачен интерес. Почти забытый в 30-50-х гг., в последние десятилетия он вновь утверждается в рус. поэзии, причем наиб. попул. его разновидностью становится "англ. С". Среди совр. рус. поэтов, продолжающих эксперименты с сонетной формой, особенно выделяются В. Соснора и И. Бродский. Пример С. (Анненский):
Есть книга чудная, где с каждою страницей
Галлюцинации таинственно свиты:
Там полон старый сад луной и небылицей,
Там клен бумажные заворожил листы,
Там в очертаниях тревожной пустоты,
Упившись чарами луны зеленолицей,
Менады белою мятутся вереницей,
И десять реет их по клавишам мечты.
Но, изумрудами запястий залитая,
Меня волнует дев мучительная стая:
Кристально чистые так бешено горды.
И я порвать хочу серебряные звенья...
Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья,
И режут сердце мне их узкие следы...
Другие термины и определения
Ляцкий Евг. Ал-др. ЛЯЦКИЙ Евг. Ал-др. (1868-1942) - этнограф, фольклорист, историк лит-ры, прозаик, критик. Сын дворянина-землевладельца, дальний родственник поэта Л. Мея. С 16 лет Л. увлекся изучением нар. творчества, ездил в фольклорные эксп. В 1889-93 учился на словесном отделении ист.-филологич. ф-та Моск. ун-та, по окончании к-рого был оставлен на кафедре....
Булгаков Як. Ив. БУЛГАКОВ Як. Ив. (1743-1809) - гос. деятель, писатель. Происходил из старинного дворянского рода. Учился в Моск. ун-тетской г-зии и ун-те. В 1762-92 - на дипломатич. службе, посол в Турции (1781-89) и Польше (1790-92). В отставке с 1799. Б. - поч. чл. АН и Моск. ун-та (с 1805). Активно переводил произв. как худож., так и ист. и географич....
Шадр Ив. Дм. ШАДР (Иванов) Ив. Дм. (1887-1941) - скульптор (монументалист и станковист); чл. Об-ва рус. скульпторов (с 1926). Автор портретов, мемор. памятников, монумент. скульптур. Ранний период отмечен влиянием стиля модерн (проект пам. "Мировому страданию", 1915); после 1917 участвует в реализации плана монумент. пропаганды, создает произв....
09.06.2007 Заседание Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью Тепло приветствуя гостя, председатель поздравил посла Николоза Натбиладзе с новым назначением и пожелал ему успехов в дипломатической деятельности.
С удовлетворением отметив состояние нынешних отношений с Республикой Грузия, опирающихся на глубокие исторические корни, председатель рассказал о крепнущих из года в год связях между двумя дружественными странами благодаря напряженному труду и дальновидной политике государственных лидеров, заботящихся о благе и процветании наций.
17.03.2007 Инаугурация Секретариата Организации за демократию и экономическое развитие Соглашениями предусматривается обучение с целью совершенствования специальных навыков сотрудников, обмен экспертами по профессиональным вопросам, а также обмен профессиональной, научной и технической информацией, относящейся к вопросам функционирования организаций. Нынешнее соглашение открывает новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.
13.01.2007 Заседание Рабочей группы по чрезвычайным ситуациям РГЧС заслушала отчет о председательстве в Рабочей группе в период 2006-2007 годов, определила приоритеты своего дальнейшего сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, согласовала План своей работы на 2008 год, достигла соответствующих договоренностей о разработке Плана сотрудничества в сфере обучения и переподготовки кадров.
04.11.2006 Секретариат ГУАМ принял семинар-практикум Управления ООН по борьбе с наркотическими веществами Генеральный секретарь приветствовал участников семинара, проходившего под председательством г-на Вальтера Гера, руководителя Секции по правовым вопросам противодействия терроризму, начальник Секции по правовым вопросам СПТ/ЮНОДК. Координатор программ Секретариата по политико-правовым вопросам г-н Георгий Назаров сделал презентацию о деятельности и инициативах организации.