Ярмарочная культура.
ЯРМАРОЧНАЯ КУЛЬТУРА - к сер. 18 в в крупных городах России складывается особая форма площадной культуры городских низов - культура ярмарочных народных гуляний. Этому способствовала политика властей - "Народ, к-рый поет и пляшет, зла не думает" (Екатерина II). Важным источником Я. К. была рус. крестьянская традиция (ряженые на святках, катание на лошадях и с ледяных гор в масленицу, качели на Пасху, хороводы и венки на Троицу); большое влияние на нее оказала нар. культура Зап. Европы, особенно итал.
Непременным признаком Я. К. были карусели, качели (летом), ледяные горы (зимой); в 19 в. стали устраивать и летние горы, с к-рых съезжали на ковриках, а с кон. 20 в. - "американские горы", по к-рым катались на тележках. "Под горами" или "под качелями" торговали всевозможными напитками и угощениями, устраивали зрелищные развлечения: балаганы, райки, кукольный театр Петрушки, медвежью комедию; важную роль играл зрелищный компонент и в таком развлечении, как карусель-"самокат", двухэтажное сооружение с наружными и внешними галереями, особенно популярная в Ниж. Новгороде; на галереях "самоката" выступали актеры. До нач. 19 в. в ярмарочных и др. гуляниях преобладали развлекат. формы - аттракционы, позднее на первое место вышли зрелищные действа. Праздничную атмосферу народного гуляния создавала шумная театрализов. реклама - балагурство балаганных или карусельных "дедов", панорамщиков, развернутые приговоры, иногда доходившие до нескольких сот строк. Исконно рус. по происхождению ярмарочным зрелищем была медвежья комедия, к-рая еще раньше составляла важный эл-т скоморошьих представлений в допетровской Руси, преследовавшихся церковью. До кон. 16 в. крупным центром подготовки ученых медведей был Вел. Новгород; после утраты им самостоятельности центр переместился в Сев. Поволжье; особенно славились медведи из Сергачского уезда Нижегородской губ. В кон. 18 - нач. 19 в. медведей стали обучать в имении Радзивиллов в Витебской губ.; их водили цыгане из Минской губ. - так возникла белорус. "школа" обучения медведей. Рус. медвежья комедия, по-видимому, была связана по происхождению с ряжением на святки и на Рождество и состояла из трех осн. компонентов: пляска с "козой" - ряженым помощником поводыря (комическая имитация травли медведя - популярного развлечения в допетровской Руси); выступление медведя под прибаутки хозяина; борьба медведя с хозяином или с "козой". По указу Сената 1866 медвежья комедия в России была запрещена, а все дрессированные медведи должны были быть убиты - и все же отдельные вожаки с медведями продолжали ходить до 1920-х гг. В 19 в. центром ярмарочных увеселений был балаган, к-рый возник под сильным влиянием иностр. цирка, особенно итал. Первыми цирками в России были иностранные, к-рые стали появляться в 1-й пол. 18 в.; нек-рые из них остались здесь и стали быстро русифицироваться. Тем не менее персонажи итальянской commedia dell’arte Арлекин, Пьеро и Коломбина оставались гл. персонажами театр. действа в балаганах России на протяжении всего 19 в. Свое название балаган получил в нач. 19 в. С театр. действом в нем сочетались разнообразные цирковые номера - выступления гимнастов, шпагоглотателей, фокусников, жонглирование, показ "диковин" - "татуированная женщина", "русалка", "бородатые бабы", "дама-паук", африканский людоед - "пожиратель живых птиц" и т. д. В больших балаганах шли развернутые действа, включавшие пьесы, пантомимы, балеты, феерии и т. д. Нек-рые балаганчики были рассчитаны на розыгрыш, обман посетителей: "путешествие вокруг света за копейку" (посетителя обводили вокруг свечи), "тьма египетская" (тушили свет) и т. д. Важную роль играли балаганные зазывалы, от к-рых в большой мере зависел успех балагана, иногда более популярные, чем сами балаганы. Поначалу зазывалами были иностранцы, и поэтому они использовали пантомиму; с 20-х гг. 19 в. на роль зазывалы стали приглашать рус. балагуров-паяцев, чаще всего - отставных солдат. К 40-м гг. зазывалы "русифицировались" и внешне, стали рядиться бородатыми мужиками; к 80-м гг. сложился и вытеснил остальных тип "деда"-зазывалы в оборванном зимнем наряде, с нашитыми цветными лоскутами, шутовски расхваливавшего "достоинства" своей жены, задиравшего "рыжего" и т. д. С 70-х гг. балаганных "дедов" стали вытеснять парные балконные клоунские представления - "раусы", сначала появившиеся в Москве, а потом распространившиеся повсюду. Самыми известными и профессиональными были балаганы Лемана (Пб.), бр. Легат (Пб.), В. К. Берга (Пб. и Москва), Д. М. Малафеева, специализировавшегося на батальных представлениях, постановках сказок и былин. В кукольном т-ре, очень популярном в 19 в., выделялись два направления: профессиональное и народное. В нач. века привилегированные слои предпочитали дорогие представления заезжих иностранцев, демонстрировавших механич. куклы, но во время Я. те выносили своих механич. кукол и на народ. Со 2-й пол. 19 в. рус. кукловоды переняли всю иностр. технику. Из-за границы появились и шарманки; сначала шарманщиками в России были преимущественно итальянцы, а затем и русские.
Из Польши через Украину и Белоруссию попали в Россию в 18 в. вертепные представления. Вертеп - переносной ящик, одна сторона к-рого была открыта и занавешивалась; по прорезям в полу двигались закрепленные на стержнях куклы, а за ящиком помещались хор и музыканты. Вертеп восходит к рождеств. представлению, и сначала в нем показывали только представления, связанные с рождением Христа и зверствами Царя Ирода; потом эти сюжеты были дополнены и иногда даже вытеснены другими, с Библией не связанными. Вертеп был больше распространен на Ю. России, Сибири, где он, однако, был запрещен местным архиереем в сер. 19 в. из-за того, что стал чрезмерно светским.
Кукольный т-р Петрушки возник в 1840-х гг. под влиянием итал. комедии Пульчинеллы, местами наложившись на существовавшую ранее вертепную традицию. Поначалу упор делался на пантомиму, потом акцент переместился на сюжетно-разговорные сцены: Петрушка и невеста, Петрушка покупает лошадь у цыгана, Петрушка и лекарь, Петрушка и иноземец и др. сюжеты. Итогом большинства из них становится побивание Петрушкой партнера, а в конце концов Петрушку утаскивает черт, собака или баран. В нек-рых эпизодах прослеживается влияние на комедию легенды о Фаусте. В нач. 20 в. Петрушкина комедия пришла в упадок, лишь ненадолго возродившись после 1917.
Раек (потешная панорама) появился в нач. 19 в. под влиянием привозимых из-за границы в кон. 18 в. обзорных панорам, не получивших в России большой популярности из-за дороговизны. Раек представлял собой ящик с двумя увеличительными стеклами в одной из стенок; внутри райка перематывали с одного катка на другой длинную полосу с лубочными картинками, каждую из к-рых раешник сопровождал присказками; это балагурство было не менее важным эл-том представления, чем картинки. Т. о. раек выступал в России в функции "устной газеты". Раешники обычно также продавали лубки, выступая в роли офеней. Достигнув пика популярности в 80-х гг., райки почти совсем исчезли в нач. 20 в.
С 60-х гг. 19 в. ярмарочное иск-во стало подвергаться все более жесткой цензуре, в нем стали преобладать ура-патриотич. мотивы, оно утратило остроту и пришло в упадок. С недоверием относясь к народным гуляниям, власти стали выносить ярмарки за пределы больших городов. В результате в последней четв. 19 в. аттракционы опять вышли на первое место, потеснив зрелищные развлечения, а в нач. 20 в. нар. гуляния понемногу сходили на нет. В 1930-х гг. ярмарки утратили свои функции, поскольку в условиях тотального огосударствления экономики нужда в них исчезла. На протяжении 60 лет ярмарки были почти исключительно оптовыми, на к-рых руководители гос. предприятий заключали договоры о поставках. Лишь с переходом к рынку стали предприниматься попытки возродить ярмарку; в сент. 1991 решено провести, впервые после перерыва, Нижегородскую Я.
Лит.: Некрылова А. Ф. Рус. нар. городские праздники, увеселения и зрелища: Кон. 18 - нач. 20 века. Л., 1988.