ГОЛОС (в музыке) - 1) (певческий) - способность воспроизводить муз. звуки разл. высоты, ограниченные определ. диапазоном, посредством физиологич. голосового аппарата, где различают три отдела: органы дыхания, гортань с голосовыми связками и артикуляц. аппарат с системой резонаторных полостей, с помощью к-рого образуются гласные и согласные звуки. Особое значение имеют также грудной и головной резонаторы, придающие Г. характерный тембр, звонкость, силу и полетность. У необученного певца тембр Г. меняется на разл. участках шкалы диапазона, хорошо обученный с помощью спец. упражнений (постановки Г.) певец умеет сохранить единство тембра своего Г. во всем его диапазоне и при любых переходах из регистра в регистр. Г. подразделяются на мужские (бас, баритон, тенор), женские (контральто, меццо-сопрано, сопрано) и детские (альт, дискант), совпадающие по диапазону с женскими. Каждый голос индивидуален, и на практике нередко артисты успешно справляются с партиями, предназнач. для др. голоса: басы поют баритоновую партию (Шаляпин пел Демона), баритоны - басовую, меццо-сопрано часто поют контральтовые партии, т. к. контральто встречаются редко. Г. условно разделяются по характеру: мягкие и нежные наз. лирическими, мощные, с металлич. оттенком - драматическими. Различают и смешанный тип Г. - лирико-драматический, а также буффо (комический) и характерный (со специфич. тембром). Подвижность Г. придает ему характеристику - колоратурный (в наст. время колоратурой обычно обладают только высокие сопрано, в отличие от 18 - нач. 19 в., когда колоратуру развивали во всех голосах). В нотации вокального соч. композитор обычно указывает общий тип Г. (сопрано, тенор, бас и т. п.), лишь в редких случаях конкретизируя его характер. Практика транспонирования вокального соч. в др. тональность позволяет исполнять произв., написанные для высоких Г., - низкими, и наоборот.
2) Одна из мелодич. линий, входящих в структуру многоголосия. Прообраз Г. в многоголосии - реальный Г. певца или хоровая партия. Совокупность мелодизированных Г. образует многоголосную фактуру, а характер их движения формирует тот или иной тип голосоведения: устойчивое число Г. и их относит. равноправие (самостоятельность) свойственны полифоническому многоголосному (см. Полифония), выделение одного (обычно верхнего) Г. в качестве ведущего - гомофонно-гармоническому (см. Гомофония) складу.
3) Партия отд. инструмента в оркестровом соч. или отд. группы голосов (например, теноров) в хоровом соч., выписанная на отд. листы из партитуры для разучивания и исполнения.
4) Мотив, мелодия песни (устар.), отсюда выражение: петь словесный текст на Г. какой-либо известной песни.
Лит.: Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной методологии. В 3 вып. М., 1937; Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса. М., Л., 1952; Морозов В. П. Тайны вокальной речи. Л., 1967; Дмитриев Д. Б. Основы вокальной методики. М., 1968; Назаренко И. К. Иск-во пения. М., 1968.
Другие термины и определения
Романов Бор. Ал-др. РОМАНОВ Бор. Ал-др. (1889-1957) - историк, архивист, автор ряда работ по истории России 11-20 вв. В 1912 окончил Петерб. ун-т; в 1918-29 работал в Центр. архиве, а с сер. 30-х гг. в учреждениях АН СССР, в 1944-57 в Ленингр. отделении ин-та истории АН СССР. Одноврем. преподавал в Ленингр. гос. ун-те. В 1941 защитил докт. дисс, с 1947 проф. Р....
Щукин Бор. Вас. ЩУКИН Бор. Вас. (1894-1939) - актер. Сценич. деят-ность начал в Моск. драм. студии под рук-вом Е. Б. Вахтангова; впоследствии до конца жизни был актером Т-ра им. Вахтангова. Яркое комедийное дарование Щ. раскрылось в ролях Тартальи ("Принцесса Турандот" К. Гоцци), Синичкина ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского). Создал...
Карбышев Дм. Мих. КАРБЫШЕВ Дм. Мих. (1880-1945) - военач., ген.-лейт. инж. войск (1940), проф., д-р воен. наук (1941), Герой Сов. Союза (посмертно, 1946). Окончил Сиб. кадет. корпус (1898), Николаевское воен.-инж. уч-ще (1900), Николаевскую воен.-инж. академию (1911). Участник рус.-япон. войны 1904-05. Строил форты Брестской крепости в 1911-14, в 1-ю мир....
09.06.2007 Заседание Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью Тепло приветствуя гостя, председатель поздравил посла Николоза Натбиладзе с новым назначением и пожелал ему успехов в дипломатической деятельности.
С удовлетворением отметив состояние нынешних отношений с Республикой Грузия, опирающихся на глубокие исторические корни, председатель рассказал о крепнущих из года в год связях между двумя дружественными странами благодаря напряженному труду и дальновидной политике государственных лидеров, заботящихся о благе и процветании наций.
17.03.2007 Инаугурация Секретариата Организации за демократию и экономическое развитие Соглашениями предусматривается обучение с целью совершенствования специальных навыков сотрудников, обмен экспертами по профессиональным вопросам, а также обмен профессиональной, научной и технической информацией, относящейся к вопросам функционирования организаций. Нынешнее соглашение открывает новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.
13.01.2007 Заседание Рабочей группы по чрезвычайным ситуациям РГЧС заслушала отчет о председательстве в Рабочей группе в период 2006-2007 годов, определила приоритеты своего дальнейшего сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, согласовала План своей работы на 2008 год, достигла соответствующих договоренностей о разработке Плана сотрудничества в сфере обучения и переподготовки кадров.
04.11.2006 Секретариат ГУАМ принял семинар-практикум Управления ООН по борьбе с наркотическими веществами Генеральный секретарь приветствовал участников семинара, проходившего под председательством г-на Вальтера Гера, руководителя Секции по правовым вопросам противодействия терроризму, начальник Секции по правовым вопросам СПТ/ЮНОДК. Координатор программ Секретариата по политико-правовым вопросам г-н Георгий Назаров сделал презентацию о деятельности и инициативах организации.