УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - муз. инструменты, в к-рых звучащим телом является сам корпус инструмента либо укрепленная на нем мембрана. В большинстве случаев звук инструмента инициируется ударом по нему палочкой, колотушкой или др. приспособлением; отсюда происходит название группы. Звук У. И. имеет ярко выраженную атаку (акцент) и, как правило, довольно быстро затухает. Поэтому большинство У. И. прекрасно подходят для организации ритмич. основы музыки.
Номенклатура У. И. очень обширна и составляет свыше 200 наименований инструментов, более или менее часто встречающихся в муз. произв. Кроме этого существует огромное количество нар. инструментов, а также инструментов и предметов, к-рые используются в кач-ве У. И. крайне редко. Список этот постоянно увеличивается и включает в себя такие необычные для музыки предметы, как цепи, камни или пистолеты. Существует несколько классификаций У. И. Чаще всего их делят на инструменты, имеющие опред. высоту звука и не имеющие ее. К первым относятся литавры, ксилофон, колокольчики, вибрафон и т. д. Ко вторым - разнообр. барабаны, тарелки, бубенцы, трещотки и др. Такое деление условно, т. к., напр., литавры имеют достаточно размытый по высоте звук, а нек-рые гонги, к-рые считаются инструментами с неопред. высотой звука, имеют точный тон. Другая распространенная классификация предполагает деление У. И. на группы в зависимости от материала акустич. вибратора (источника звука). У. И. образуют две основные группы - мембранофоны (инструменты, имеющие одну или две мембраны) и идиофоны (самозвучащие инструменты), к-рые, в свою очередь, делятся на металлические, деревянные, стеклянные и др., в зависимости от мат-ла, из к-рого изготовлен инструмент. К мембранофонам относятся все разновидности барабанов и литавры. Примеры идиофонов: металлич. - тубафон, флексатон, колокола (с опред. высотой звука), треугольник, тамтам, пандейра (с неопред, высотой звука); деревянные - маримба, ксилоримба (с опред. высотой звука), кастаньеты, клавес, маракас (с неопред, высотой звука); стеклянные - бутылки, стеклянная гармоника. Нек-рые У. И. принадлежат к смешанному типу - напр., бубен, имеющий мембрану и металлические бубенчики.
Звук на У. И. извлекается с помощью разнообр. палочек и колотушек - деревянных, металлич., с головками из войлока, резины, дерева и т. п.; прутьями и метелочками; ладонями, пальцами и многими другими способами. На нек-рых У. И. возможно извлечение звука фрикционным способом (трением) - напр., стеклянная гармоника, фрикционный барабан, подвесная тарелка (с помощью смычка от струнного инструмента) и т. д.
В европ. профессиональной музыке У. И. входили в употребление медленно и постепенно. Лишь литавры уверенно заняли место в оркестре почти с самого начала его истории. До сер. 19 в. почти все У. И., как, впрочем, и др. новые инструменты, сначала использовались в опере, часто для создания к.-л. "экзотического" муз. образа. Напр., тарелки, большой барабан, треугольник в кон. 18 в. обозначали т. н. "янычарскую музыку". Постепенно все они занимали место и в симфонич. оркестре. Композиторы-романтики, с их стремлением к выразительности тембра и колорита, использовали новые инструменты гораздо свободнее, и к кон. 19 в. постоянными участниками оркестра стали: ксилофон, колокола и колокольчики, барабаны, бубны, тарелки, кастаньеты и др. В 20 в., в связи с интересом к др. муз. культурам, в муз. обиходе появилось огромное количество У. И. латиноамериканского, африканского и азиатского происхождения. Они используются во всех жанрах, в первую очередь в танцевальной музыке, джазе, поп- и рок-музыке. В этих жанрах У. И. вместе с гитарами составляют т. н. ритм-группу, которая является основой муз. ткани. Группа У. И. входит в состав большинства оркестров: симфонич., духового, эстрадного и др. До 2-й пол. 20 в. сочинения, в к-рых использовались только У. И., были немногочисленны (среди них - антракт из оперы "Нос" Д. Д. Шостаковича или одна из сцен к спектаклю "Египетские ночи" С. С. Прокофьева), позднее их стало гораздо больше, в связи с чем появились ансамбли У. И., к-рые исполняют сочинения, написанные исключит, или преимуществ, для У. И.
Другие термины и определения
Гедиминовичи. ГЕДИМИНОВИЧИ - группа княж. родов в России, потомки вел. кн. литов. Гедимина, выезжавшие в разное время из Литвы на Русь. У Гедимина было семь сыновей: Мондивид, Кориат, Ольгерд, Кейстут, Любарт, Евнутий. Наримонт (в крещении Глеб) в 1333-38 был служилым князем в Новгороде, затем вернулся в Литву. Его сыновья Юрий и вслед за ним Патрикей...
Фонетические Законы. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ (звуковые законы) - 1) одно из осн. теоретич. понятий младограмматизма, позволяющее рассматривать звуковые изменения как регулярные и не имеющие исключений; 2) применительно к конкретному язык. мат-лу - регулярное звук. соответствие между родств. яз. или диалектами; регулярное звуковое изменение; фонотактич. или...
Толстой Як. Ник. ТОЛСТОЙ Як. Ник. (1791-1867) - поэт, театр. критик. Воспитанник Пажеского корпуса (1803-08). Участник Отеч. войны 1812 и загран. походов; с 1821 - ст. адъютант Гл. штаба; с 1823 - в загран. отпуске. Чл. Союза благоденствия, пред. об-ва "Зеленая лампа" (1819-20). Знакомый А. С. Пушкина, посвятившего ему "Стансы Толстому"...
09.06.2007 Заседание Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью Тепло приветствуя гостя, председатель поздравил посла Николоза Натбиладзе с новым назначением и пожелал ему успехов в дипломатической деятельности.
С удовлетворением отметив состояние нынешних отношений с Республикой Грузия, опирающихся на глубокие исторические корни, председатель рассказал о крепнущих из года в год связях между двумя дружественными странами благодаря напряженному труду и дальновидной политике государственных лидеров, заботящихся о благе и процветании наций.
17.03.2007 Инаугурация Секретариата Организации за демократию и экономическое развитие Соглашениями предусматривается обучение с целью совершенствования специальных навыков сотрудников, обмен экспертами по профессиональным вопросам, а также обмен профессиональной, научной и технической информацией, относящейся к вопросам функционирования организаций. Нынешнее соглашение открывает новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.
13.01.2007 Заседание Рабочей группы по чрезвычайным ситуациям РГЧС заслушала отчет о председательстве в Рабочей группе в период 2006-2007 годов, определила приоритеты своего дальнейшего сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, согласовала План своей работы на 2008 год, достигла соответствующих договоренностей о разработке Плана сотрудничества в сфере обучения и переподготовки кадров.
04.11.2006 Секретариат ГУАМ принял семинар-практикум Управления ООН по борьбе с наркотическими веществами Генеральный секретарь приветствовал участников семинара, проходившего под председательством г-на Вальтера Гера, руководителя Секции по правовым вопросам противодействия терроризму, начальник Секции по правовым вопросам СПТ/ЮНОДК. Координатор программ Секретариата по политико-правовым вопросам г-н Георгий Назаров сделал презентацию о деятельности и инициативах организации.