Финансово-экономический консалтинг и правовые отношения в кластере СНГ
             Az | Ru | En |
          
 
   

Анекдот.

АНЕКДОТ (от греч. ανεκδοτοσ - неопубликованный, неизданный) - короткая комич. история, вымышл. или реальная. Со временем А. стали называть и "публикуемые" истории. Так, "анекдотами" именовались "тайная история" Прокопия Кесарийского - скандальная хроника визант. двора. 1.) В рус. словоупотреблении 18 в. А. - история, обычно достоверная, связ., как правило, с ист. персонажем, затем просто комич. история. А. занимал значит. место в прозе 18 в.: многочисл. сб-ки А. как переводных (Про Луи Лоран "Дух Генриха IV, или Собрание весьма любопытных А., изящных поступков, остроумных ответов и неск. писем сего государя", 1789), так и оригинальных ("Подлинные анекдоты Петра Великого, слышанные из уст знатных особ в Москве и СПб., изд. в свет Якобом фон Штелиным", 1787; "Анекдоты, касавшиеся сего Великого Государя: Дополнения к Деяниям Петра Великого" И. И. Голикова, 1796, и др.). Отделы А. нередко имеют место в журналах. В эпоху сентиментализма распространяются А., рассказывающие о благородном поведении простых людей ("Российские анекдоты" в ж. "Санкт-Петербург. Меркурий", 1793, "Чувствит. анекдоты, посв. душам благородномыслящим", 1798, и др.), с ними связано развитие сентиментальной пов. ("Фрол Силин" (1791, Н. М. Карамзина). В нач. 19 в. А. (преим. ист.) по-прежнему широко распространен, к нему обращаются, в частности, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин и др. в поисках выразит. деталей, характеризующих прошедшую рус. жизнь. Впоследствии А. оттесняется на периферию лит. процесса или же приобретает иные структурные параметры. В 20 в. образцы пародийного переосмысления ист. А. дал Д. Хармс ("Анекдоты из жизни Пушкина"), Л. Я. Гинзбург ("Записи 1920-80 годов"); 2) В фольклористике А. - подвид новеллистич. или бытовой сказки. Неоднократно высказывались сомнения в подобном определении А., отчасти вызванные терминологич. путаницей (а именно отождествлением А. в фольклористич. смысле с совр. "городским" анекдотом), трудностью проведения границ между сказкой и А.: (новеллистич. сказки в большинстве своем имеют комич. установку, выделение же А. как "короткого" текста - не очень строгий критерий). Однако в том или ином смысле, прежде всего как генетич. прототип совр. А. (а также ряда лит. жанров, напр. ср.-век. фаблио, шванков, фацеций), фольклорный А., безусловно, существует. Немало А., бытующих в совр. гор. фольклоре, можно найти в сб. фаблио или в указателях сказочных сюжетов. Он традиционно возводится к мифам о трикстерах, в частности, к их вариантам или трансформациям в "животном эпосе" (см.: Сказки о животных); важная особенность соотношения А. с др. некомич. фольклорными жанрами - то, что значит. часть А. (особенно А. о лжецах - вид сказок, к-рые фольклористы б. или менее единодушно причисляют к А.) содержат те же мотивы, что и "серьезные" фолькл. жанры, но в них эти мотивы (особенно чудесные) играют не ту подчиненную, функциональную, как в волшебной сказке, а самодовлеющую роль, к-рая сразу "остранняет" невероятность вещей или событий, в волшебной сказке вполне уместных.

Фольклорный А. может строиться на словесном комизме и на комизме ситуации. Совр. "городской" А. (термин условен, т. к. А. совр. типа бытует и в деревне) обязательно имеет "пуант" (букв. "острие"), т. е. неожиданную концовку, к-рая производит комич. эффект (т. е. специфич. его подвид - эффект остроумия). Эту функцию может выполнять и каламбур, и остроумный ответ (фолькл. А. также знают целый класс сюжетов, построенных на таких ответах), причем остроумие может сводиться просто к рифме или удачно введенному слову, иногда нецензурному (существует мнение, что в своем примитивном виде такое слово "заменяет" пуант, выступая как знак того, "что пора смеяться"). А. не чужд и комизм ситуации, к-рый непременно должен вскрываться внезапно. Отсюда - возможность "испортить" А., т. е. рассказать его так, что слушатель заранее угадывает, то, что от него должно быть скрыто до пуанта, разрушая тем самым искомый комич. эффект.

А. - гл. жанр совр. фольклора, бытующий во всех слоях об-ва и, в отличие от мн. традиц. жанров, не обнаруживающий признаков угасания. Из близких к нему повествоват. жанров сохраняются только сплетни, слухи, детские "страшилки" (гор. вариант быличек). Как и нек-рые др. новые (т. е. нетрадиц., неархаич.) жанры фольклора, А. стремится охватить собой все смысловое пространство, в традиции разделенное между разл. жанрами, т. е. стать единств. видом фольклора в современности. Сов. быт 20-70-х гг. активизировал еще один родственный А. фольклоризированный жанр: анонимные устно бытующие эпиграммы (также характеризующиеся наличием пуанта). Осн. тематич. подвиды совр. А.: политические, т. н. "неприличные" и "национальные". Независимо от этого деления А. склонны к циклизации (традиционно фольклорная черта) иногда на структурной основе (вопросно-ответные А., первоначально объединявшиеся в цикл "армянское радио", а затем избавившиеся от этой мотивировки, "абстрактные" А. в начале 60-х гг., основанные на чистом абсурде), иногда на основе персонажа, причем одни и те же сюжеты могут прикрепляться к разным персонажам (так же как это происходит в предании, эпосе и т. п.): таковы А. о Ленине, бытовавшие в 1-й пол. 60-х гг. (в них обязательно нужно было передавать картавость гл. персонажа), А. о Чапаеве, о Штирлице: ср. со вполне фолькл. персонажами, типа пошехонцев из подлинных фолькл. сюжетов - Вантей и Мантей (диалектное произношение имен Ванька и Манька). Пошехонский цикл можно считать своеобр. прототипом нац. А., к-рые, как это свойственно мн. жанрам фольклора, так или иначе оценивают "чужих", будь то иной этнос или жители соседнего села (прозвища, дразнилки и т. п.). Часто А. приписывают чужому этносу те или иные дурные качества, напр., фантастич. глупость (серия А. "о чукчах" 80-90-х гг., или похотливость, или хитрость. Особый пласт составляют т. е. евр. А., к к-рым относятся как А. о евреях с т. зр. др. народов, так и А., исходящие из евр. среды и, как правило, столь же насмешливо обыгрывающиеь определ. черты "клишированного" нац. характера.

Совр. А. б. ч. бытует в устной традиции: ему очень свойственны невербальные, паралингвистич. средства (жесты, а также интонация, игра на акценте и проч.); с др. стороны - краткость анекдота порождает особый устный синтаксис, плохо воспринимаемый при чтении. Как и нек-рые другие жанры, А. способен к "самоописанию" ("метаанекдоты"), характеризующие свойства жанра и его функции, напр.: разговор Сталина и Радека (к-рому в 20-30-е гг. приписывалось большинство политич. А. - еще один вид циклизации, общий с жанром эпиграммы): "Ты про меня все время рассказываешь анекдоты, а я - гений всех времен и народов". - "Этого анекдота я про вас не рассказывал".

Лит.: Учебный материал по теории лит-ры: Жанры словесного текста. Анекдот / Сост. А. Ф. Белоусов. Таллинн, 1989.

 Другие термины и определения

"Родина". "РОДИНА" - культ.-просветит. и благотворит. об-во в г. Лейквуд, шт. Нью-Джерси (США), объединяющее всех выходцев из России без различия происхождения, нац. и вероисповедания. Основано в 1954 местной рус. колонией, однако вскоре приняло всеамер. характер. Имеет б-ку и единств. в своем роде музей, где собраны самые разные и часто...
Факсимильное издание. ФАКСИМИЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ - переизд., в точности воспроизводящее не только содержание, но и внеш. вид, особенности оформления оригинала. Факсимильному копированию подвергаются в осн. редкие и антикварные кн. (в т. ч. уник. изд.), ценные и малодоступные изд. Если при переизд. не воспроизводится оформление книги, то это уже не Ф. И., а репринтное...
Гризодубова Вал. Степ. ГРИЗОДУБОВА Вал. Степ. (1910/11-93) - летчица, Герой Сов. Союза (1938), Герой Соц. Труда (1986), полк. (1943). Род. в Харькове, дочь летчика и авиаконструктора С. В. Гризодубова. Впервые поднялась в воздух с отцом в 1911. Окончила Пензен. аэроклуб (1929). В Сов. Армии с 1936. 24-25 сент. 1938 в качестве командира экипажа вместе с...
Хроника Архив    
09.06.2007
Заседание Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью
Тепло приветствуя гостя, председатель поздравил посла Николоза Натбиладзе с новым назначением и пожелал ему успехов в дипломатической деятельности. С удовлетворением отметив состояние нынешних отношений с Республикой Грузия, опирающихся на глубокие исторические корни, председатель рассказал о крепнущих из года в год связях между двумя дружественными странами благодаря напряженному труду и дальновидной политике государственных лидеров, заботящихся о благе и процветании наций.

Подробности
17.03.2007
Инаугурация Секретариата Организации за демократию и экономическое развитие
Соглашениями предусматривается обучение с целью совершенствования специальных навыков сотрудников, обмен экспертами по профессиональным вопросам, а также обмен профессиональной, научной и технической информацией, относящейся к вопросам функционирования организаций. Нынешнее соглашение открывает новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.

Подробности
13.01.2007
Заседание Рабочей группы по чрезвычайным ситуациям
РГЧС заслушала отчет о председательстве в Рабочей группе в период 2006-2007 годов, определила приоритеты своего дальнейшего сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, согласовала План своей работы на 2008 год, достигла соответствующих договоренностей о разработке Плана сотрудничества в сфере обучения и переподготовки кадров.

Подробности
04.11.2006
Секретариат ГУАМ принял семинар-практикум Управления ООН по борьбе с наркотическими веществами
Генеральный секретарь приветствовал участников семинара, проходившего под председательством г-на Вальтера Гера, руководителя Секции по правовым вопросам противодействия терроризму, начальник Секции по правовым вопросам СПТ/ЮНОДК. Координатор программ Секретариата по политико-правовым вопросам г-н Георгий Назаров сделал презентацию о деятельности и инициативах организации.

Подробности
    © 2006 — 2007, Финансово-экономический консалтинг в кластере СНГ Supported by «Marco Computer Technologies» Дизайн разработан компанией MEQA