Гризайль.
ГРИЗАЙЛЬ (франц. grisaille, от gris - серый) - техника исполнения произв. в монумент.-декоративной живописи, выполн. кистью одной краской (чаще черной или коричневой). На основе тональных отношений изображение в технике Г. создает имитацию скульпт. рельефа. Г. используется в росписях стен и перекрытий больших парадных помещений. В России Г. получила широкое распространение в архитектуре классицизма. Однако ранние примеры применения Г. относятся к Петр. времени (дворец А. Д. Меншикова, символич. изображения в угловых композициях плафона "Триумф Марса", 1711, изображения стихий на падугах зала Монплезира, худож. Ф. Пильман, кон. 1710-х гг., и центрального зала Б. Петергофского дворца, кон. 1720-х гг., воссозд.). Прекрасные образцы Г. представлены во дворце в Павловске (1803 и 1823, воссозданы), в Елагином дворце (1821-22, воссозд.), дворце гр. Бобринских (1825), Нарышкиных (1820-е гг.), в подмосковных усадьбах Архангельское, Останкино и т. д. Удачный пример совр. росписи Г. - серия плафонов новопостроенной гостиницы "Англетер" (арх. А. И. Прибульская, худож. С. Репин, И. Уралов, Н. Фомин, В. Сухов, 1989-90, Ленинград).
Лит.: Борзин Б. Ф. Росписи Петровского времени. Л., 1986; Антонова В. В. Живописцы-декораторы Скотти в России // Русское иск-во 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 в. М., 1979. С. 69-108.