Финансово-экономический консалтинг и правовые отношения в кластере СНГ
             Az | Ru | En |
          
 
   

Модернизм.

МОДЕРНИЗМ - понятие, объединяющее разл. течения иск-ва кон. 19 - 20 в. Не существует единого понимания этого термина. Согласно одной его трактовке М. включает в себя явления иск-ва кон. 19 - 1-й пол. 20 в., объединенные общей идеей отрицания принципов традиционного реалистич. творчества (декаданс, символизм, экспрессионизм футуризм и т. д.). Иное толкование сближает этот термин с термином "авангард" и предполагает, что М. - постсимволистское нереалистич. иск-во 1910-1930-х гг. Применит. к рус. лит-ре следует признать б. уместным расширит. толкование термина, к-рое объединило бы оба его толкования. Объединяющим началом в этом случае являются не столько формальные поиски, хар-ные не для одного М., сколько новый взгляд на мир и человека. Вслед за филос. и социальными учениями конца 19 в. лит. М. отразил кризис традиц. системы ценностей христ. культуры. Модернисты подвергали сомнению или по кр. м. аналитическому рассмотрению все ценности человеч. существования, при этом единств. верным критерием оказывалось для них личное, субъект. восприятие художника. Субъективизм становится гл. отличит. чертой модернист. лит-ры и проявляется как в эпатажности эгоцентризма у футуристов, так и в сюрреалистической трансформации мира у обэриутов. На смену социально-психол. анализу человека и об-ва в их взаимосвязи, хар-ному для рус. лит-ры 19 в., приходит стремление к углубл. самоанализу и отражению образа мира в отд. человеческой личности. Вместо концептуальной логики худож. иссл. главенствует сознат. алогизм внутр. переживания, что у мн. модернистов приводит к изобр. фрагментарности. Фрагментарность заменяет собой прежние принципы худож. единства, к-рое уже не рассматривается в качестве эстетич. ценности. Для модернистской лит-ры хар-но стремление к эстетич. самодостаточности худож. произв. и связанные с этим герметизм и затрудненность читательского восприятия. Модернистов привлекают "крайние" состояния человека, эксцессы его поведения. Это часто определяет выбор героя: преступника, люмпена, безумца. Др. распространенный тип героя - это "человек без свойств", существо, лишенное привычных соц. связей. В любом случае хар-р героя для модернистов не поддается окончат. определению и раскрытию: он представляет собой принцип. загадку, разгадать к-рую не дано. Отсюда - отказ модернистов от психол. детерминизма: с их героем все происходит "вдруг", вне причин и следствий и может иметь лишь предположит. или символич. объяснение. Образ героя часто имеет мифол. подоплеку: он восходит к определ. архетипам человеческого поведения, закрепленным в др. культурах, и представляет собой их совр. модификацию. Модернисты не приемлют идею прогресса. Они верят в неизменяемость или цикличность мира либо приходят к разл. утопич. решениям вопроса о будущем человечества. Последнее хар-но для нек-рых течений рус. М. в отличие от зап., что в целом связано с особенностями самой эпохи напряженных обществ. чаяний в рус. жизни рубежа веков, а также с присущей рус. традиции социальной ангажированностью художника. Как реакция на утопич. тенденции обществ. мышления позднее в рус. М. возникает жанр ром.-антиутопии (роман Е. Замятина "Мы"). По отношению к предшеств. культуре в рус. М. существовали разл. позиции: с одной стороны, модернисты (особенно символисты) стремились к синтезу культ. традиций прошлого, активно использовали в своем тв-ве книжные аллюзии и реминисценции; с др. стороны, существовало иронич. отношение к культуре прошлого, ее комич. обыгрывание (ср., напр., ром. А. Белого "Петербург"), доходящее в др. модернистских течениях до полного отрицания традиц. культуры (у футуристов), в противовес к-рой приходит интерес к примит. иск-ву, фольклору и язычеству. Формальные поиски в разл. течениях М. были обусловлены содержат. новизной тв-ва. Наиб. ярко нераздельность формального и содержат. начал проявилась в символизме, осн. формальный прием к-рого - символ - является одноврем. его смысловой основой. В тв-ве экспрессионистов кричащая образность, полная контрастов и диссонансов, связана со стремлением отразить дисгармонию мира, вступившего в полосу войн и рев-ций (предтечей экспрессионизма был Л. Андреев). Нетрадиционность языка и образов футуристов была их программным принципом и предопределялась желанием создать новую универсальную культуру. Напряженная метафоричность и образность имажинистов была необходима им для того, чтобы передать давление эпохи и частично отстраниться от нее, уйдя в новый эстетизм. Алогизм формы у обэриутов обусловлен уверенностью в адекватности такого худож. решения абсурду окружающего мира. Своеобр. формотворчеством являлось для модернистов и само жизненное поведение: жизнь воспринималась как "текст" и творилась по искусствоподобным законам. Формы эстетизации жизни хар-ны для предст. самых разных модернистских течений. Судьба М. в России сложилась драматически. В связи с неблагопр. социально-полит. условиями М. прекратил свое существование в 30-е гг. и его традиция оказалась прерванной.

 Другие термины и определения

Шарманка. ШАРМАНКА - прибор для механич. воспроизведения музыки, а не муз. инструмент, как ее часто называют. Внешне Ш. представляет собой деревянный кубический футляр с ручкой справа. Внутри содержится набор трубок, как в органе, и съемный вал с укрепленными на строго высчитанном расстоянии друг от друга шипами. Позднее вал был заменен кругом с...
"Современный мир". "СОВРЕМЕННЫЙ МИР" - ежемес. лит., науч. и полит. ж. демократич. направления. Издавался в Пб. (1906-18). Явился продолжением запрещ. ж. "Мир Божий". С 1906 по 1907 ред. - А. Богданович, после его смерти - В. Кранихфельд, с 1909 - Н. Иорданский, видный деятель меньшевистской фракции РСДРП. Задачей "С. М." стало...
Васильев Фед. Ал-др. ВАСИЛЬЕВ Фед. Ал-др. (1850-73) - живописец. Род. в Гатчине в семье почтового чиновника. Учился в СПб. в рисовальной школе Об-ва поощрения художников, затем в АХ, испытал влияние И. И. Шишкина, был близок с И. Н. Крамским. В 1870 работал на Волге вместе с И. Е. Репиным ("Вид на Волге. Баржи", 1870). Мастер реалистич....
Хроника Архив    
09.06.2007
Заседание Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью
Тепло приветствуя гостя, председатель поздравил посла Николоза Натбиладзе с новым назначением и пожелал ему успехов в дипломатической деятельности. С удовлетворением отметив состояние нынешних отношений с Республикой Грузия, опирающихся на глубокие исторические корни, председатель рассказал о крепнущих из года в год связях между двумя дружественными странами благодаря напряженному труду и дальновидной политике государственных лидеров, заботящихся о благе и процветании наций.

Подробности
17.03.2007
Инаугурация Секретариата Организации за демократию и экономическое развитие
Соглашениями предусматривается обучение с целью совершенствования специальных навыков сотрудников, обмен экспертами по профессиональным вопросам, а также обмен профессиональной, научной и технической информацией, относящейся к вопросам функционирования организаций. Нынешнее соглашение открывает новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.

Подробности
13.01.2007
Заседание Рабочей группы по чрезвычайным ситуациям
РГЧС заслушала отчет о председательстве в Рабочей группе в период 2006-2007 годов, определила приоритеты своего дальнейшего сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, согласовала План своей работы на 2008 год, достигла соответствующих договоренностей о разработке Плана сотрудничества в сфере обучения и переподготовки кадров.

Подробности
04.11.2006
Секретариат ГУАМ принял семинар-практикум Управления ООН по борьбе с наркотическими веществами
Генеральный секретарь приветствовал участников семинара, проходившего под председательством г-на Вальтера Гера, руководителя Секции по правовым вопросам противодействия терроризму, начальник Секции по правовым вопросам СПТ/ЮНОДК. Координатор программ Секретариата по политико-правовым вопросам г-н Георгий Назаров сделал презентацию о деятельности и инициативах организации.

Подробности
    © 2006 — 2007, Финансово-экономический консалтинг в кластере СНГ Supported by «Marco Computer Technologies» Дизайн разработан компанией MEQA