Поэма.
ПОЭМА - 1) Литературный жанр. Эпическая П. - центральная разновидность жанра - крупная повествовав форма. Чаще всего имеет стихотворную организацию, иногда в пределах нац. традиции фиксированную метрически (гекзаметр, александрийский стих) или строфически (терцины, октавы), изредка пишется ритмизованной прозой. Разделяется на героическую П., воспевающую значительное, длительное и представленное как процесс событие, обычно имеющее общенац. или вселенский смысл, и комическую П., к-рая пародирует героическую посредством бурлеска или замены тематики на противоположную.
Лирическая П. - крупная бесфабульная стихотв. форма. Разделяется на описательную и дидактическую. Эпическая и лирическая П. стремится к созданию объективной и многогранной картины мира.
Лиро-эпическая П. - осложненная фабулой крупная лирическая форма, иногда с элементами драмы (драматическая П.), или расширенная баллада, повесть в стихах (новеллистическая П.).
В России не произошло окончат. циклизации ср.-век. эпических песен, поэтому не было нац. традиции П. В системе нормативной лит-ры 18 в. П. считалась высшим жанром, поэтому А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов и др. пробовали создать нац. эпопею, ориентируясь на античную и западную П. 16-18 вв. В сер. 18 в. появляются сначала стихотворные переложения франц. романов (В. К. Тредиаковский), затем популярные комические П. В. И. Майкова, И. Ф. Богдановича, И. П. Котляревского, соединившие бытописание с пародией на классический эпос. Канонические героические П. на русском мат-ле создал М. М. Херасков. В нач. 19 в. благодаря эпигонству архаистов эта традиция П. пресеклась, но переводы Н. И. Гнедичем и В. А. Жуковским П. Гомера стали лит. события ми. В кон. 18 - нач. 19 в. развивались описательная, дидактическая (Херасков), сказочная П., связавшие традиции былин, оссианизма и шутливого эпоса (Херасков, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев, А. С. Пушкин). В 20-30-е гг. 19 в. под влиянием Байрона прежние виды П. вытесняет лироэпическая. Появляются романтические П. с исключительными героями, романтическим конфликтом, "вершин ной" композицией, субъективным тоном повествования (Пушкин, Е. А. Баратынский, И. И. Козлов, М. Ю. Лермонтов) и шутливые новеллистические П. (Пушкин, Лермонтов). Интерес к прозе, усиление реалистических тенденций в 1830-40-е гг. приводит к созданию бытовой П. в прозе ("Мертвые души" Н. В. Гоголя), многостильной, синтези рующей смешное и серьезное, сатирический, лирический и дидактический взгляд на русскую жизнь, а также к насыщению серьезным, даже трагическим ("Медный всадник" Пушкина) содержанием новеллистической П. Эта разновидность жанра стала госодствующей в сер. 19 в. (А. Н. Майков, И. С. Тургенев, Н. П. Огарев, А. А. Григорьев, Н. А. Некрасов, А. А. Фет), приближаясь по построению и тематике к бытовой психологической повести писателей, вышедших из натуральной школы. В 1860-70-е гг. распространяется пародийная П.-фельетон (Д. Д. Минаев, В. П. Буренин) и сатирическая П. (Некрасов). Обращение к фольклору позволило Некрасову возродить и обновить эпическую П. ("Мороз, Красный нос" и др.), моделируя цельный народный взгляд на мир путем разностильного освещения бытового сюжета. Во 2-й пол. 19 в. возрождается и романтическая фило-софско-эстетическая (А. К. Толстой) и философско-психологич. (А. Н. Апухтин) П., иногда сниженно-ироническая (Я. П. Полонский). Бытописательная П. кон. 19 в. (К. К. Случевский) в творчестве символистов стала насыщаться философским содержанием и лиризмом (Н. М. Минский, Д. С. Мережковский, Ф. К. Сологуб). У К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова, Н. С. Гумилева, А. А. Ахматовой и иных поэтов нач. 20 в. лиро-эпическая П. почти утратила фабулу. 20 в. - кризис и разрушение жанра П. в России. Авангардные П. В. В. Маяковского, Велемира Хлебникова, М. И. Цветаевой, Н. Н. Асеева и пр., подобно "малым" П. 19 в., отличаются от лирических стихотворений обычно не структурой, а лишь объемом. Лишь у А. А. Блока, реже - у Маяковского, Б. Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого субъективное переживание реальности достигает остроты, порождающей эпически обобщенный образ. Фабульная лиро-эпическая П. 1920-30-х гг. (Э. Г. Багрицкий, В. Н. Инбер, П. Н. Васильев, Б. П. Корнилов) - обширная баллада, осложненная лирическими рассуждениями и ассоциативными описаниями. Комическая П. за редкими исключениями (И. Л. Сельвинский, А. Т. Твардовский и пр.) в 20 в. почти не представлена. В сталинскую эпоху одним из центральных жанров стала героическая П. на историч. (К. М. Симонов) и современные (А. Я. Яшин) сюжеты, построенная по строгим канонам и имеющая идеологич. задание, но не давшая значит. художеств. достижений. Патриотический подъем военных лет способствовал возрождению П., к-рая все же, несмотря на свой эпический тон, маскируется под лирический дневник (О. Ф. Берггольц) или сборник новелл ("Василий Теркин" Твардовского, продолжавшего в целом традиции Н. Некрасова). В послевоенный период развивается лишь лиро-эпическая с сильно ослабленной фабулой и особенно лирическая П. разных видов: патетическая, медитативная и др. (Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Д. С. Самойлов). Предпринимались опыты драматической (И. А. Бродский, Самойлов) и прозаической П. (В. В. Ерофеев).
2) Небольшая инстр. пьеса для фортепиано или струнного смычкового инструмента с сопровождением, сочетающая повествовательность с лирико-драматич. экспрессией. Нередко имеет дополняющие жанр. определение программные названия, характеризуется свободой построения. Эти признаки роднят П. с ее жанровым прообразом - симф. поэмами Ф. Листа. В рус. музыке блестящие образцы фп. соч. в этом жанре дал А. Н. Скрябин ("К пламени", "Сатаническая поэма").
3) Эл-т названия нек-рых крупных хоровых или вок.-инстр. соч., подчеркивающий, помимо указания на наличие поэтич. текста, лирикоэпич. характер замысла композитора ("10 поэм для хора" Д. Д. Шостаковича, "Поэма памяти Сергея Есенина" Г. В. Свиридова).