Позитивизм.
ПОЗИТИВИЗМ - направление в философии и социологии 19-20 вв., влиятельнейший вариант сциентистской традиции, считающей одной из своих осн. задач преодоление традиц. ("метафизического") типа философствования, как приводящего лишь к "бессмыслице". Филос. выводы и заключения согласно П. могут считаться истинными, только если они осн. на позитивном (положит.), т. е. научно обоснованном, экспериментально подтвержденном и логически не противоречивом знании и критически очищенном опыте. Обычно выделяют четыре этапа развития П.: 1) "первый", классич. П. - сер. 19 в. (О. Конт, Д. Милль, Г. Спенсер, с т. зр. к-рых задача науч. философии - систематизация и обобщение спец. науч. знания); 2) "второй П." (1890-1910-е гг.) включает эмпириокритицизм (Р. Авенариус и Э. Мах) и энергетизм (В. Оствальд и др.), субъективизм Дж. Беркли и Д. Юма; 3) "третий", логический П., или неопозитивизм (20-30-е гг. 20 в.), связан с иссл. Б. Рассела, Л. Витгенштейна, М. Шлика, Р. Карнапа и др.; 4) "четвертый П.", или постпозитивизм (40-70-е гг. 20 в.).
Неопозитивизм развивает две осн. идеи. Первая - это идея логич. анализа языка как осн. метода философии. В кач. инструмента анализа используется математич. логика: для анализа "филос. проблемы" эта проблема должна "моделироваться" в терминах матем. логики, а затем подвергаться анализу в терминах металогики. Вторая - это идея анализа естеств. языка средствами "здравого смысла" (иначе говоря, средствами того же самого естеств. языка). Для обоих видов анализа основополагающими были идеи Л. Витгенштейна (1889-1951) (для первого - идеи "раннего Витгенштейна", для второго - "позднего Витгенштейна"). Если "ранний Витгенштейн" для "стерилизации философии" ставил задачу построения идеального (совершенного) языка математич. логики, то "поздний Витгенштейн" пришел к выводу о том, что попытки построения идеального языка бесполезны и ошибочны; нужно бороться со сложностями, связанными с обыд. языком и приводящими к "метафизич. проблемам", средствами самого обыд. языка - путем описания его фактич. употребления ("языковых игр"). Если "ранний Витгенштейн" считал, что филос. проблемы - результат сложности самого обыд. языка, то "поздний Витгенштейн" пришел к мнению, что филос. проблемы - результат особого, "философского" подхода к языку, к-рый сам по себе хорош - удобен, гибок, вполне удовлетворительно обслуживает потребности реальной жизни. Хотя неопозитивизм в результате выяснения логич. необоснованности его осн. "догм" лишился той популярности в кругах иссл. философии науки, к-рой он пользовался раньше, тем не менее его влияние до сих пор в той или иной мере сказывается на мн. совр. иссл. логики и методологии науки, ее истории, функционирования и развития в "постпозитивизме".
"Первый П.", его осн. идеи и принципы были подвергнуты основат. критике уже в философии Вл. С. Соловьева и позднее ведущими предст. рус. религ. философии (Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Н. О. Лосский и др.). Однако он оказал серьезное влияние на таких "властителей дум" своего времени, как П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский, а также на ряд менее именитых и известных мыслителей (Г. Н. Вырубов, Е. В. де Роберти, М. М. Троцкий, Н. М. Коркунов и др.).
"Второй П." существенно повлиял на филос. и социологич. теории видных с.-д. (эмпириомонизм А. А. Богданова, эмпириосимволизм и т. п.), к-рые были подвергнуты резкой критике в кн. В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (1909).
Идеи "третьего" и "четвертого" П. вызвали широкую полемику и противоречивые оценки как со стороны марксистской философии в целом, так и в работах сов. и совр. отеч. философов, поев, логике и методологии науч. иссл. и филос. вопросам естествознания.