Приговоры дружки.
ПРИГОВОРЫ ДРУЖКИ - один из жанров свадеб. фольклора, монологи свадеб. дружки, к-рый является основным (иногда единственным) говорящим персонажем в партии жениха. Почти вся его монологич. речь состоит из П., но в силу особенностей их поэтики они не выделяются из прочих, "прозаических" его реплик (и вообще бытовой речи участников свадьбы), как выделяются песенные и речитативные жанры. Особенность эта состоит в том, что П. сложены т. н. "говорным стихом", все же это речь упорядоченная (за счет рифмы) и орнаментованная; отсутствием напева П. противостоят упомянутым выше свадеб. жанрам, упорядоченностью противостоят бытовой, неукрашенной речи (ритуальная функция этого "украшения" заключается в выделении значимых для обряда текстов, в своеобразном "курсиве" или, по выражению П. Г. Богатырева, "знаке торжественности"). В то же время по своему размеру П. резко противопоставлены коротким текстам: сакральным и юридич. формулам, например благословению.
П. дружки сочетают явные комич. элементы ("балагурство", часто довольно неприличное) с весьма мифологизированными описаниями, иногда излагаемыми в том же юмористич. тоне. Комич. и эротическая стихия в речи дружки связана не только с естественной эротич. тематикой свадьбы, с "весельем" (таково название самого свадеб. обряда, например в польск. яз.), но с особым положением дружки. В его вольности и насмешках над прочими участниками свадьбы можно видеть отголосок нек-рых ритуальных привилегий половозрастной группы и вообще молодежи (именно молодежь совершает наиболее "разгульные" ритуалы). С др. стороны, это поведение имеет, видимо, и др. аспект: один из персонажей сев. свадьбы, в ряде отношений эквивалентный дружке, вежливец, т. е. колдун, оберегающий свадьбу от враждебных чар, не насмешничает над гостями, но ведет себя просто грубо (и это поведение всячески подчеркивается). Речь, видимо, идет о привилегиях не только молодежи, но и колдуна. Возможны, конечно, и др. интерпретации (грубость как часть "психотерапевтической" - шоковой - практики колдуна-целителя и т. п.).
Основной обрядовый контекст П. - это моменты встречи партии жениха и невесты, и прежде всего главная из них: приезд жениха с поезжанами к невесте в свадеб. день. К этой ситуации относится значительная часть словесного текста дружки (иносказательные диалоги с группой невесты, не пускающей поезжан в дом без испытания и выкупа), шутки над подружками невесты и прежде всего П. В П. дружка излагает цель приезда - обязательно метафорически, причем если при сватовстве доминирует "торговая" метафорика ("у вас товар, у нас купец" и т. п.), то в свадеб. день ее вытесняет иная: поезжане разыскивают пропавшую корову или другое животное, преследуют дичь, убежавшую от них на охоте и т. п. Очень важное место в П. занимает описание пути, пройденного поездом жениха; этот путь весьма мифологизирован, оказывается, что поезжане ехали через поля, леса, моря, на пути встречали сказочные препятствия, например сталкивающиеся горы (ср. Симплегады в "Одиссее"), далее описывается как они преодолели эти препятствия (иногда шутливо, иногда в духе жанра небылицы или хвастовства в сказках, иногда, наоборот, возвышенно). Эта часть П. дружки воплощает характерное для свадьбы осмысление пути между домами (иногда деревнями) невесты и жениха как пути в иной мир - опасного и зловещего.