Пиррихий.
ПИРРИХИЙ (греч. - πυῤῥιχιος, от πυῤῥιχη - воен. пляска) - 1) В метрич. системе стихосложения - вспомогат. двухмерная стопа, состоящая из двух кратких слогов ().
2) В силлабо-тонич. стихосложении - условное назв. пропуска ударения на сильном месте в двусложных размерах (ямбе и хорее) (напр., "Их равнодушные сливалися напевы", И. Ф. Анненский, где в стихе 6-стопного ямба пропущены схемные ударения на 1-й, 3-й и 5-й стопах). Традиция подобного употребления термина восходит к стопной теории В. К. Тредиаковского - М. В. Ломоносова, в соответствии с к-рой двусложная "стопа" П., состоящая из двух безударных слогов, может заменить стопу ямба или хорея (отсюда распростр. формулировка: "замена ямба пиррихием" и т. п.). Поскольку ср.-статистич. объем слова в рус. яз. превышает 2 слога, П. в двусложных размерах - явление обычное для рус. поэзии. П. является осн. фактором в формировании ритмич. выразительности стиха. На последней стопе П. в рус. стихе невозможен, остальные стопы в разной степени тяготеют к пропускам схемных ударений (в большей степени предпоследняя, затем 4-я от конца стиха и т. д. через одну, создавая своеобразную затухающую волну "вторичного ритма"). П. определяют ритмич. вариации двухсложных размеров; так, их наличие, число и позиции в 4-стопном ямбе определяют осн. ритмич. вариации этого размера: одну - полноударную ("Мой дядя самых честных правил", А. С. Пушкин), З трехударные, т. е. с одним П. на 1-й, 2-й или 3-й стопе ("Он уважать себя заставил", "Печально подносить лекарство", "Какое низкое коварство", он же), 3 двухударные - с П. на 1-й и 2-й, на 1-й и 3-й или 2-й и 3-й стопах ("И велосипедист летит", А. Белый - вариация практически неупотребительная, "Полуживого забавлять", Пушкин, "Возлюбленная тишина", Ломоносов), одна одноударная - с П. на 1-й, 2-й и 3-й стопах ("Я человеконенавистник / А не революционер", И. Л. Сельвинский - вариация практически неупотребительная).