Финансово-экономический консалтинг и правовые отношения в кластере СНГ
             Az | Ru | En |
          
 
   

Пол.

ПОЛ - представление о разделении человечества на две половины в этом слове выражено этимологически, оно несомненно производно от "пол" - "половина" (отмечено В. И. Далем и подтверждается совр. этимологами). Любопытна и связь со словом пола с той же внутр. формой - ср. большую роль полы в свадебном обряде (напр., при рукобитье пожимают руки или ударяют об руки через полу - как и при торговых сделках), имитации разрывания пополам (на языке былин "на полы"), если не в самой свадьбе, то в сюжете сказки и легенды, связанной с браком. Половина четко соотнесена с двойственностью, поэтому отклонения в этой сфере могут именоваться "третий пол". Идея двойственности представлена, напр., в мифе, отраженном у Платона, а затем разошедшемся во множестве пересказов, согласно к-рому мужчины и женщины - это половины ранее единых двуполых существ - андрогинов (букв. муже-женщин), после разделения они ищут свои половины (отсюда, видимо, название жены "половина" - подкрепленное и значением слова "П."). Напротив, со словом пол = "настил" термин, видимо, только омонимичен, но вторично мог включить через эту омонимию ассоциацию с низким, нижним (ср. определение Даля: "низ, дол, земь, помост"), что отразилось в разных каламбурах, построенных на этой омонимии.

Мифологич. представления о П., кроме уже названного филос. мифа, выражаются прежде всего в сюжетах о создании П., т. е. о создании мужчин и женщин и о создании половых органов. Почти всегда мужчина и женщина создаются раздельно, обычно первым - мужчина. Этому не противоречит то, что на более раннем этапе творения, до создания людей, т. е. среди богов и стихий, жен. начало могло существовать раньше муж. или одновременно с ним (так, греч. Уран и Гея - небо и земля - первоначально неразрывно соединены, только Кронос, оскопив Урана, их разъединяет); с др. стороны, творец может быть муж. божеством, создающим все из своей спермы без помощи женщины - как в нек-рых егип. мифах. Сотворение мужчины и женщины порознь представлено в Библии. Особенно наглядна первичность муж. начала в языках, где название человека совпадает с названием "мужчина" (а женщина может быть как раз не вполне человеком, так, в нем. языке слово Weib - "женщина", "жена" и Madchen - "девушка" среднего рода). Иногда человека (мужчину) творит Бог, а женщину - дьявол (ср. ее более непосредств. связь со Змием в кн. Бытия). Часто такие этиологические сюжеты решаются комически (Адаму и Еве Бог дал денег купить ремень и зашить себе животы; Ева часть денег пропила и ремень купила слишком короткий, а Адам, наоборот, слишком длинный - конец ремня висит). Вообще же на теме различия П. (не только физиологич., но и психологич. и т. п.) и их взаимоотношений (супружеских, внебрачных и пр.) построено множество сюжетов и едва ли не три четверти комич. текстов.

Женщина может (в комич. или серьезном плане) осмысляться как нечто опасное (мотив опасности невесты для жениха в первую брачную ночь, невесты-богатырки, к-рая душит женихов, или же их убивает в ее спальне ее любовник-змей и т. п., наконец, мотив женщины с зубами в промежности), часто женщина - нечто нечеловеческое, животное. Последний мотив характерен для анекдотов об одураченном черте - подразумевается, что черт (не являясь человеком!) не видел женщину голой, поэтому он принимает половой орган за рану, а когда женщина принимает срамную позу, обнажающую зад или гениталии, он принимает ее за невиданное чудовище. Тема неведения женщин (незнания, как она устроена и как с ней обращаться) выступает часто и в эротич. анекдотах: обманщик притворяется, что ничего не знает и благодаря этому овладевает женщиной (доверчивые родители оставляют его с дочерью, или женщина показывает, как надо спать в кровати, или, наконец, муж велит жене научить его тому, что нужно для брака).

Представление о ненормальности, неестественности жен. физиологии проявляется в таких сюжетах: создание женщины оказывается незавершенным и ей еще надо проделать половой орган: его сверлят, прогрызают, кроят и долго подыскивают для него место (на лбу, под мышкой и т. п.). О мужчинах таких сюжетов практически нет (кроме случаев, когда рассказывается и о муж. и о жен. гениталиях, как в приведенном выше сюжете). На уровне психол. отличий фольклор м. б. менее избирательным (есть рассказы и о муж. характере), но часто более суров к женщинам. Вообще фольклор европ. народов (если и не всех известных традиций) оказывается весьма антиженским. Подобными рассуждениями полна и церк., и светская лит-ра, причем всюду сохраняется "маркированное" положение жен. П.: как правило, пороки мужчин - пороки "человека", а пороки женщин - специфически жен., - при этом и в языке, т. е. в тех языках, где есть категория рода, маркированным является жен. род (за исключением франц.), что хорошо согласуется с отмеченной особенностью сюжетов о происхождении мужчины (= человека) и женщины.

Спекуляция на эту тему продолжается до наших дней (равно как и анекдоты), вплоть до таких квазинаучных построений, как изв. в кон. 19 и нач. 20 в. книга О. Вейнингера "Пол и характер". Любопытно отметить, что его рассуждения о наличии в каждом организме и муж. и жен. эл-тов (в разном соотношении) находят свои мифологич. аналогии: так, во многих системах клитор мыслится как муж. эл-т в женщине (и в самом жен. ее существе, что м. б. одним из компонентов осмысления существующего в нек-рых культурах обряда удаления клитора при достижении совершеннолетия), а крайняя плоть - как жен. эл-т в мужчине (что соответственно проявляется в широко распростр. обряде обрезания, т. е. удаления крайней плоти).

Лит.: Байбурин А. К., Левинтон Г. А. Тезисы к проблеме "Волшебная сказка и свадьба" // Quinquagenario: Сб. ст. молодых филологов к 50-летию проф. Ю. М. Лотмана. Тарту, 1972; Афанасьев А. Рус. заветные сказки. Женева, 1972; Лит. обозрение. 1991. № 11. Этнич. стереотипы муж. и жен. поведения. СПб., 1991; Рус. эротич. фольклор. М., 1995; Антимир рус. культуры. М., 1996; Секс и эротика в рус. традиц. культуре. М., 1996.

Участники экономической деятельности:
  • Источник видео доступен по этому адресу.

 Другие термины и определения

"Православный собеседник". "ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБЕСЕДНИК" (1855-1917) - богословский ж., изд. при Казан. дух. академии. Возник по иниц. архиеп. Казанского Григория (Постникова), к-рый и был его первым ред. В дальнейшем этот пост традиционно занимали ректоры академии. "П. С." издавался ежемесячно объемом в 8-10 печ. л. Каждый номер ж. делился на 2 части с...
Каменноостровский дворец. КАМЕННООСТРОВСКИЙ ДВОРЕЦ - имп. загородная резиденция в СПб. Построен в 1770-х гг. для наследника престола, будущего Павла I. В его царствование здесь жил польский король С. Понятовский, затем дворец был отдан мальтийским рыцарям. Любимая резиденция Александра I. Здесь он в 1812, уступая обществ. мнению, вверил М. Кутузову судьбу России....
Абдрашитов Вад. Юсуп. АБДРАШИТОВ Вад. Юсуп. (род. 1945) - режиссер. В 1974 окончил ВГИК. Первым успехом стал дипломный короткометражный ф. "Остановите Потапова" (по одноим. рассказу Г. И. Горина). Работает в содружестве со сценаристом А. А. Миндадзе. Созданные на совр. материале ф. А. - яркие примеры иск-ва духовного сопротивления в...
Хроника Архив    
09.06.2007
Заседание Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью
Тепло приветствуя гостя, председатель поздравил посла Николоза Натбиладзе с новым назначением и пожелал ему успехов в дипломатической деятельности. С удовлетворением отметив состояние нынешних отношений с Республикой Грузия, опирающихся на глубокие исторические корни, председатель рассказал о крепнущих из года в год связях между двумя дружественными странами благодаря напряженному труду и дальновидной политике государственных лидеров, заботящихся о благе и процветании наций.

Подробности
17.03.2007
Инаугурация Секретариата Организации за демократию и экономическое развитие
Соглашениями предусматривается обучение с целью совершенствования специальных навыков сотрудников, обмен экспертами по профессиональным вопросам, а также обмен профессиональной, научной и технической информацией, относящейся к вопросам функционирования организаций. Нынешнее соглашение открывает новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.

Подробности
13.01.2007
Заседание Рабочей группы по чрезвычайным ситуациям
РГЧС заслушала отчет о председательстве в Рабочей группе в период 2006-2007 годов, определила приоритеты своего дальнейшего сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, согласовала План своей работы на 2008 год, достигла соответствующих договоренностей о разработке Плана сотрудничества в сфере обучения и переподготовки кадров.

Подробности
04.11.2006
Секретариат ГУАМ принял семинар-практикум Управления ООН по борьбе с наркотическими веществами
Генеральный секретарь приветствовал участников семинара, проходившего под председательством г-на Вальтера Гера, руководителя Секции по правовым вопросам противодействия терроризму, начальник Секции по правовым вопросам СПТ/ЮНОДК. Координатор программ Секретариата по политико-правовым вопросам г-н Георгий Назаров сделал презентацию о деятельности и инициативах организации.

Подробности
    © 2006 — 2007, Финансово-экономический консалтинг в кластере СНГ Supported by «Marco Computer Technologies» Дизайн разработан компанией MEQA