ДЕКАДЕНТСТВО (декаданс) (от фр. décadence, décadentisme - упадок, упадочничество) - общее понятие, обозначающее довольно распространенное во второй пол. 19 - нач. 20 вв. явление в обществ. сознании и психологии, вызванное кризисом традиционных гуманитарных идей и представлений, позитивистской философии, разочарованием в "земных" ценностях. В иск-ве Д. наиб отчетливо отразилось в творчестве "прерафаэлитов" (англ. поэтов и художников, объединившихся в 1848 в "Прерафаэлитское братство"), к-рые оказали влияние на таких англ. писателей, как О. Бердсли, А. Суинберн, О. Уайльд, в произв. франц. символистов (Ш. Бодлера, А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме и др.). В 1880-е гг. во Франции выходили журналы под назв. "Декадент" ("Le Décadent") и "Упадок" ("La Décadence"). Осн. черты "декадентского" иск-ва - неприятие обыденной реальности, принципиальная аполитичность, склонность к иррационализму и мистицизму, смутная тоска по неземному идеалу, тяготение к безграничному индивидуализму и аморализму, культ утонченного эстетизма, нарочитая неясность и загадочность образов, мотивы скепсиса и безнадежности, интерес к эротике, пристальное внимание к теме смерти и т. д. Филос. фундаментом служили идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана, М. Нордау.
В России Д. как определенное умонастроение зародилось (не без влияния западноевр. Д.) в кон. 1880-х гг. Наиб. распространение и худож. выражение получило в 1890-е и 1900-е гг. Приметами "декадентского" иск-ва отмечены ранние произв. т. н. "старших" символистов: Н. М. Минского, Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуба, В. Я. Брюсова. Одним из самых характерных представителей рус. Д. (и как личность, и как поэт) считался А. М. Добролюбов. Мережковский так определил предпосылки возникновения Д.: "Никогда еще люди так не чувствовали сердцем необходимость верить и так не понимали разумом невозможность верить. В этом болезненном, неразрешимом диссонансе, этом трагич. противоречии, так же, как в небывалой умственной свободе, в смелости отрицания, заключается наиболее характерная черта мистич. потребности 19 века". Рус. Д. явилось выражением уходящей эпохи и в то же время предвестием обновления жизни и иск-ва. Декаденты, по словам К. Д. Бальмонта, "это люди, к-рые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося". Существенно, что уже во 2-й пол. 1890-х гг. "чистое" Д. воспринималось мн. сторонниками нового иск-ва (напр., Д. Мережковским, З. Гиппиус, В. Брюсовым и др.) как явление почти изжитое, преодоленное, совершенно отличное по своей сущности от нарождающегося символизма. Следует отметить, однако, что творчество символистов и в пору зрелости не было свободно от элементов Д. Отголоски "декадентского" мировосприятия ощутимы в прозе Л. Н. Андреева и т. н. "неонатуралистов" (М. П. Арцыбашева, А. Каменского и др.) периода "безвременья" после поражения первой рус. революции. На рубеже веков в обществ. сознании Д. обрело устойчивую негативную окраску: с ним связывались самые разнообразные проявления аморализма, пессимизма, вызывающей вульгарности и т. д.
Другие термины и определения
Бабье лето. БАБЬЕ ЛЕТО - периоды возврата летнего тепла в течение ранней осени. Продолжительность и число различны в разных местах и в разные годы. Обычно выделяют молодое Б. Л. (15-29 авг.) и старое (1-8-15 сент.). По Б. Л. судят об осени: "Бабье лето ненастно - осень сухая", "Бабье лето хорошо - осень дурная". Если первый...
Волхвы. ВОЛХВЫ (предположительно ст.-слав. заимствование из др.-исландского volva - пророчица, сивилла) - жрецы в Др. Руси, служители языч. религ. культа. Первые известия о них связаны с раннехрист. традицией. Евангелие свидетельствует о приходе В. в Иерусалим, совершающих, несмотря на противодействие иудейского царя Ирода, поклонение и приношение в...
Миропомазание. МИРОПОМАЗАНИЕ - одно из христ. таинств, в к-ром верующие при помазании св. миром частей тела во имя Св. Духа укрепляются, согласно догматам христ. веры, в жизни духовной. У правосл. и старообрядцев совершается над младенцами после крещения, у католиков над детьми 7-12 лет (конфирмация). Существует и в армяно-григорианской церкви. Обряд...
09.06.2007 Заседание Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью Тепло приветствуя гостя, председатель поздравил посла Николоза Натбиладзе с новым назначением и пожелал ему успехов в дипломатической деятельности.
С удовлетворением отметив состояние нынешних отношений с Республикой Грузия, опирающихся на глубокие исторические корни, председатель рассказал о крепнущих из года в год связях между двумя дружественными странами благодаря напряженному труду и дальновидной политике государственных лидеров, заботящихся о благе и процветании наций.
17.03.2007 Инаугурация Секретариата Организации за демократию и экономическое развитие Соглашениями предусматривается обучение с целью совершенствования специальных навыков сотрудников, обмен экспертами по профессиональным вопросам, а также обмен профессиональной, научной и технической информацией, относящейся к вопросам функционирования организаций. Нынешнее соглашение открывает новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.
13.01.2007 Заседание Рабочей группы по чрезвычайным ситуациям РГЧС заслушала отчет о председательстве в Рабочей группе в период 2006-2007 годов, определила приоритеты своего дальнейшего сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, согласовала План своей работы на 2008 год, достигла соответствующих договоренностей о разработке Плана сотрудничества в сфере обучения и переподготовки кадров.
04.11.2006 Секретариат ГУАМ принял семинар-практикум Управления ООН по борьбе с наркотическими веществами Генеральный секретарь приветствовал участников семинара, проходившего под председательством г-на Вальтера Гера, руководителя Секции по правовым вопросам противодействия терроризму, начальник Секции по правовым вопросам СПТ/ЮНОДК. Координатор программ Секретариата по политико-правовым вопросам г-н Георгий Назаров сделал презентацию о деятельности и инициативах организации.