Монтаж в кино.
МОНТАЖ В КИНО - техн. прием, осн. на склейке кусков кинопленки, один из ведущих принципов формообразования в ф. Универс. культуролог. принцип, связ. с идеей комбинации, с конструктивным преодолением дискретности. Впервые простейшие монтажные приемы были применены Ж. Мельесом в ф.-феериях 1902-06 (Мельес показал тогда возможность монтажн. трюка). В ранних комич. и авантюр. ф. М. планов и ракурсов создавал иллюзию погони и движения. В раннем немом М. выполнял также эмоц.-психол. функцию драматизации действия (замедление и убыстрение монтажн. ритма и т. д.). Франц. авангард сделал достоянием киноиск-ва экспрессивный М. (Л. Деллюк, А. Ганс, Ж. Эпштейн). В 1918-19 Л. Кулешов первым осознал эстетич. сущность М. Конструируя из отд. кадров, снятых в разных местах, несуществ. пространство, а из отд. актерских планов - некие общие модели поведения и состояния (знаменитый "эффект Кулешова"), он пришел к выводу о главенств. роли М. в кино. М. предстал универс. способом орг-ции киноматериала. Для Кулешова он воплощал идею движения, отсюда - принцип монтажа "по движению", возможно более короткими кусками. Кулешов называл такой М. "американским" (в мир. кино М. короткими кусками принято именовать "рус. М."). Сов. немое кино 20-х гг. вошло в историю киноиск-ва как "рус. монтажн. кино", чему в значит. мере способствовали концепции Кулешова, Д. Вертова, С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, С. Тимошенко, а также предст. "формальной школы" (Ю. Тынянов, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум). Эксперименты Вертова и Э. Шуб показали, как велик заложенный в М. диапазон субъективизации факта - от худ. его деформации у Вертова до полной идеол. переориентации в монтажн. ф. Шуб. Наиб. подвижн. хар-р носила монтажн. концепция Эйзенштейна. Ее исходный момент - задача эмоц.-идеол. воздействия на зрителя. От раннего "М. аттракционов" (1923) - к монтажн. образу (образ как развитие монтажн. идеи - взревевшие львы в "Броненосце “Потемкине”"); от монтажн. образа - к "интеллект. М." кон. 20-х гг. а затем к стройной четырехступенч. структуре (М. метрический - риторический - тональный - обертонный). Но при этом М. для Эйзенштейна всегда оставался столкновением кадров (а кадр - ячейкой М.). Приход звука качеств. изменил монтажн. принципы, хар-р М. в кино. Менялась роль М. в ф., укрепился иной монтажн. стиль. Удлинялись монтажн. куски, дробный межкадровый М. сменялся внутрикадр., осн. на взаимосвязи объектов и действий, существующих в одном неразрезанном во времени куске. Отправная идея движения обретала непрерывность. Звукозрит. контрапункт открыл новую перспективу монтажности в звук. кино: монтажность становилась глубинным измерением ф. М.-прием, М.-трюк уступали место значит. сложным проявлениям монтажности: внутрикадр. М., ассоциат., даже "дистанционному" (А. Пелешян). В 50-60-х гг. в заруб. киноведении появились антимонтажн. тенденции. Автор теории "онтологический реализм" А. Базен указал на присущие классич. монтажн. кино неизбежные искажения действительности - через идеологич. призму, субъективную образность и т. д. По Базену, М. убивает многозначность кадра, а значит, и многозначность реальности. Резко критикуя "семантический" М. Эйзенштейна как манипулирующий и мистифицирующий зрителя, Базен вместе с тем признавал М. "изобразительный" (включенный в изобразит. решение кадра). Концепция Базена, опиравшаяся в осн. на практику неореализма, утратила популярность в 60-70-х гг. Тогда же представители структурализма включили М. в орбиту структурного анализа ф. С общими принципами М. связан технол. процесс монтирования ф., к-рый включает синхронизацию изобр. и звука, а также окончат. (реж.) М., осуществляемый реж. совм. с монтажером ф. Мн. теоретики и практики кино (С. Тимошенко, М. Ромм, И. Авербах) придавали исключит. значение этой последней творч. произв. стадии, т. к. здесь ф. обретает вполне завершенную форму.
Лит.: Эйзенштейн С. Избр. произв.: В 6 т. М., 1964. Т. 2; Аристарко Г. История теорий кино. М., 1966; Селезнева Т. Киномысль 1920-х гг. Л., 1972; Базен А. Чтотакое кино? М., 1972; Тимошенко С. Иск-во кино и монтаж фильма // Из истории Ленфильма. Л., 1973; Кулешов Л. В. Статьи. Материалы. М., 1979; Литература. Искусство. Театр. Кино. М., 1988.