Китеж.
КИТЕЖ - мифологич. город, чудесная судьба к-рого стала предметом целого цикла рус. преданий и легенд. Сказание о К. зафиксировано в письм. форме в рукописях кон. 17-18 вв., но родилось гораздо раньше. По легенде, кн. Георгий построил град Большой Китеж близ с. Владимирского на оз. Светлояр (ныне Воскресенский р-н Нижегород. обл.) и в граде 3 церкви: Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; Пресвятые Богородицы Успения; Благовещения. Стр-во Большого Китежа было закончено к 30 сент. 1167, и город простоял 75 лет до Батыева нашествия. Когда войска Батыя подошли к нему, то, по молению жителей, К. стал невидим и будет таковым до пришествия Христова. Существует 3 варианта метаморфозы К.: град укрыла земля; Китеж скрылся в оз. Светлояр; он стоит на месте, но люди в силу своих грехов его не видят. В нар. сознании укрепилась мысль, что храм невидимого града открывается лишь людям правед. жизни и принимает только того, кто идет к ней путем внутр. подвига, любви к Богу и ближнему. Хождение к К., на берега оз. Светлояр, стало традиц. формой паломничества, берега св. озера явились символич. местом дух. соединения с жизнью иного, до поры скрытого мира. Китежская мифологема получила новый импульс в самосознании староверов, к-рые по-своему преломляют ее традиц. содержании е в "Повести о сокровенном Граде Китеже" (1713). Дань ей отдали также рус. поэты (А. И. Майков, И. А. Клюев, М. А. Волошин, С. М. Городецкий), прозаики (П. И. Мельников-Печерский, А. М. Горький, Д. С. Мережковский, К. А. Федин), художники (В. М. Васнецов, И. К. Рерих, И. С. Глазунов). По ее мотивам создана опера Н. А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", где предание о К. объединено с др.-рус. пов. о Петре и Февронии.
Лит.: Комарович В. Л. Китежская легенда. М.; Л., 1938.