Опус.
ОПУС (сокр. "оп." или "op."; лат. opus - букв. труд, сочинение) - термин, применяемый для порядковой нумерации соч. композитора. Один О. может состоять из неск. пьес, получающих дополнит. номер внутри данного О. Так, четыре пьесы оп. 56 А. Н. Скрябина включают Прелюдию (№ 1), Иронию (№ 2), Нюансы (№ 3), Этюд (№ 4). Обозначения О. начали выставляться с кон. 16 в. издателями, что нередко приводило к путанице, и в разл. изданиях одно и то же произведение появлялось под разными номерами. Со времени Л. Бетховена композиторы стали проставлять номера О. сами, однако нередко все же оставляли многие соч. (чаще крупные театральные или мелкие танцевальные) без указания О. Например, из 15 опер Н. А. Римского-Корсакова номер О. имеют только две. Многие композиторы, в том числе М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, вообще не нумеровали свои соч., И. Ф. Стравинский - только самые ранние. Напротив, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, Скрябин, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович делали это весьма аккуратно.
При издании соч., не публиковавшихся при жизни композитора, часто применяется обозначение op. posth. (opus posthumum, лат. - посмертное соч.). Иногда посмертно производится нумерация всего наследия композитора. Так, произведения И. С. Баха приводятся обычно с номером по систематич. указателю В. Шмидера (BWV), В. А. Моцарта - по хронологич. указателю Л. Кехеля (KV).