КОНЦЕРТ (от итал. и лат. concerto - согласие, состязание) - 1) Инстр., вок.-инстр. или вок. жанр, преимуществ. циклич., с противопоставлением разл. участников и групп исполнит. состава. К. порожден идеей творч. соревнования, игры, соперничества, контрастирования звуковых масс, пластов и эл-тов фактуры, разнообразных ансамблей, солистов, тембров, голосов, партий. Этот принцип пронизывал всю муз. барокко. Интенсивное развитие К. началось на рубеже 16-17 вв. в Италии, границы жанра простирались от монументальных соч. для хоров, орк., солистов (А. и Дж. Габриэли) до камерных вок.-инстр. ансамблей (Л. Виадана). К концу 17 в. в Италии распространился инстр. кончерто гроссо (concerto grosso), основанный на противопоставлении полного состава группе солистов (А. Корелли), а в нач. 18 в. - сольный К. для виртуоза с орк. (А. Вивальди), получивший развитие в музыке 19 в. В быстрых частях этих разновидностей К. образовалась концертная форма с чередованием повторяющегося ритурнеля и развивающих его тематизм эпизодов. Ее в К. эпохи классицизма (В. А. Моцарт) вытеснила сонатная форма с двойной экспозицией (в орк. и у солиста) и каденцией солиста. К. воздействовал на др. жанры (концертная симфония). Традиционный для К. трехчастный цикл в последовательности "быстро-медленно-быстро" установился в 18 в. (Вивальди). Инстр. К. присущи кипучая энергия, моторика движения, особый тонус звукотембрового состязания и бравурная виртуозность солиста. История рус. К. начинается с духовных партесных сочинений 2-й пол. 17 в. для хора a cappella В. Титова, И. Бавыкина, Н. Калашникова, Ф. Редрикова. Партесный К. для 3-12 (иногда до 24) голосов развивался в 18 - 1-й пол. 19 в. в творчестве М. Березовского, Д. Бортнянского, В. Пашкевича, П. Скокова, Л. Гурилева, О. Козловского, С. Дегтярева, С. Давыдова, итальянцев Дж. Сарти, В. Манфредини, Б. Галуппи (на рус. тексты), немца А. Ф. Тица (Дица). Позднее хоровой церк. К. сочинил А. Рубинштейн. К инстр. К. в 18 в. рус. композиторы обращались редко (Концертная симфония Бортнянского). В 19 в. интерес к этому жанру пробудили И. Геслер и Дж. Филд созданными в России К. для фп. с орк. Замечательные образцы сольного К. 19-20 вв. принадлежат М. Балакиреву, А. Рубинштейну, К. Давыдову, И. Афанасьеву, И. Римскому-Корсакову, П. Чайковскому, А. Глазунову, С. Ляпунову, А. Аренскому, Ю. Конюсу, И. и А. Черепниным, И. Мясковскому, С. Рахманинову, А. Скрябину, С. Прокофьеву (в т. ч. Симфония-К. для виолончели с орк.), И Стравинскому, И. Метнеру, Д. Шостаковичу, А. Хачатуряну, Д. Кабалевскому, Т. Хренникову, А. Гречанинову, С. Фейнбергу, С. Слонимскому, Б. Тищенко, Р. Щедрину, Э. Денисову, Б. Чайковскому, В. Артемову, А. Эшпаю, В. Цытовичу. К традиции возрождения в 20 в. кончерто гроссо, характерной для приверженцев неоклассицизма, присоединились Р. Щедрин и А. Эшпай ("К. для орк."), А. Шнитке, С. Губайдулина (для орк.), Г. Галынин (для фп.). Уникален К. для голоса с орк. Р. Глиэра. Светские хор. К. a cappella в 20 в. создали Г. Свиридов, В. Салманов, А. Шнитке, Ю. Фалик, В. Сапожников.
2) Публичное, обычно платное исполнение муз. по заранее объявленной программе в спец. оборудованном помещении. Впервые К. проводились в Лондоне с 1672 (Дж. Бэнистер, Т. Бриттон). В России с нач. 18 в. К. устраивались эпизодически, а с 1770-х гг. стали постоянным явлением муз. жизни, преимущ. в СПб. и М. К нач. 19 в. К., продолжавшиеся порой 5-6 часов, составлялись по традиц. регламенту жанрового наполнения: открывались кантатно-ораториальной муз. или симфонией, 2-е отделение начиналось с сольных вок. или инстр. выступлений и заканчивалось орк. или хоровой муз.; иногда сольные номера звучали и в конце 1-го отделения, и во 2-м - в окружении орк. муз. С 1790 в СПб., затем в М. устраивались авторские К. - академии. Сольные К. вошли в обиход лишь во 2-й пол. 19 в. Со 2-й пол. 18 в. в СПб. функционировали муз.-концертные орг-ции: Муз. клуб (1772-77), Нов. муз. об-во (1778-97), Дирекция для управления разл. зрелищами и муз. (с 1783), Концертное об-во (с 1850), Филармонич. об-во (1802-93), Концерты А. Зилоти (1903-18), Кружок друзей камерной муз. (1922-37); в Москве они появились позднее: Филармонич. об-во (1883-1918), Кружок любителей рус. муз. (1896-1912), Концерты С. Кусевицкого (1909-14). Концертной деятельностью во мн. гор. России активно занималось Рус. муз. об-во (1859-1917), в Москве -Рус. хор. об-во (1878-1917). В соврем. России центрами концертной жизни, как правило, являются филармонии.
Лит.: Раабен Л. И. Советский инструментальный концерт: В 2 кн. Л., 1967-1976; Герасимова-Персидская И. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М., 1983.
Другие термины и определения
Карта географическая. КАРТА ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ - уменьш., обобщ., построенное в проекции по математич. законам, символич. изображение к.-л. явления природного или соц. характера, приведенное к земной поверхности. Заслуга создания К. Г. принадлежит др. грекам. Слово "карта" появилось в эпоху Возрождения (от др.-греч. - бумага из папируса). На Руси К....
Гайдай Леон. Иович. ГАЙДАЙ Леон. Иович (1923-93) - кинореж. Окончил театр-студию при Иркутском обл. драм. т-ре (1947) и ВГИК (1953, мастерская Г. В. Александрова). В 1958 пост. кинопамфлет "Жених с того света". Вышедший вскоре после "Карнавальной ночи" Э. Рязанова, ф. способствовал возрождению и развитию комедийного жанра. Режиссерская...
Культура речи. КУЛЬТУРА РЕЧИ - понятие включает в себя, во-первых, требование правильности речи, знания и соблюдения языковых норм и, во-вторых, стремление к выразительности, наиб. эффективности высказывания. В обл. соблюдения языковых норм К. Р. в первую очередь предусматривает правильность произношения слов, борьбу с распростран. речевыми ошибками (ср.:...
09.06.2007 Заседание Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью Тепло приветствуя гостя, председатель поздравил посла Николоза Натбиладзе с новым назначением и пожелал ему успехов в дипломатической деятельности.
С удовлетворением отметив состояние нынешних отношений с Республикой Грузия, опирающихся на глубокие исторические корни, председатель рассказал о крепнущих из года в год связях между двумя дружественными странами благодаря напряженному труду и дальновидной политике государственных лидеров, заботящихся о благе и процветании наций.
17.03.2007 Инаугурация Секретариата Организации за демократию и экономическое развитие Соглашениями предусматривается обучение с целью совершенствования специальных навыков сотрудников, обмен экспертами по профессиональным вопросам, а также обмен профессиональной, научной и технической информацией, относящейся к вопросам функционирования организаций. Нынешнее соглашение открывает новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.
13.01.2007 Заседание Рабочей группы по чрезвычайным ситуациям РГЧС заслушала отчет о председательстве в Рабочей группе в период 2006-2007 годов, определила приоритеты своего дальнейшего сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, согласовала План своей работы на 2008 год, достигла соответствующих договоренностей о разработке Плана сотрудничества в сфере обучения и переподготовки кадров.
04.11.2006 Секретариат ГУАМ принял семинар-практикум Управления ООН по борьбе с наркотическими веществами Генеральный секретарь приветствовал участников семинара, проходившего под председательством г-на Вальтера Гера, руководителя Секции по правовым вопросам противодействия терроризму, начальник Секции по правовым вопросам СПТ/ЮНОДК. Координатор программ Секретариата по политико-правовым вопросам г-н Георгий Назаров сделал презентацию о деятельности и инициативах организации.