Скульптура.
СКУЛЬПТУРА (лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю; ваяние, пластика - греч. πλαστικη от πλασσω - леплю) - вид изобр. иск-ва, дающий объемно-пространств., трехмерное изображение предметов, как правило, людей, реже животных (анималистич. жанр), природы (пейзаж), вещей (натюрморт). Основное худож. средство С. - осязательный, реальный объем; цвет применяется ограниченно и условно. Существуют две разновидности С: круглая (полнообъемное изобр., обозримое со всех сторон) - статуя, скульп. группа, бюст и т. д. - и рельеф (форма, частично выступ. над поверхностью). По содерж. и функциям С. делится на монумент., монументально-декорат. (к этим видам относятся пам., мемориальные сооружения и др., т. е. С, предназначенная для установки на площадях и улицах, на фасадах зданий, в садах или оформляющая интерьер, как его неотъемлемая часть), станковую (С. для размещения в интерьере, существующая независимо от него: портреты, произв. бытового или анималистич. жанра, ню) и С. малых форм (произв. медальерного иск-ва, глиптики). С. выполняется из твердых и пластич. мат-лов (металл, камень, глина, дерево, гипс, стекло, фарфор и др.); их обработка - лепка, высекание, вырезание, литье, ковка, чеканка и др. В России С. до нач. 18 в. была развита слабо, т. к. веками преследовалась Ц. как изображение идолов, тем не менее существовала гл. обр. в форме именно религ. произв, затем органично включилась в общеев-роп. русло. Среди наиб. изв. рус. скульпторов: гр. Б. де Растрелли, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Мартос, В. И. Де-мут-Малиновский, гр. Ф. П. Толстой, С. С. Пименов, И. П. Витали, бар. П. К. Клодт фон Юргенсбург, кн. П. П. Трубецкой, А. С. Голубкина, А. Т. Матвеев, Эрьзя, М. М. Антокольский, С. Д. Меркуров, М. Г. Манизер, А. П. Архипенко, В. И. Мухина, Л. В. Шервуд, И. С. Ефимов и др.
Лит.: Кепинов Г. И. Технология скульптуры. М., 1936; Аркин Д. Е. Образы скульптуры. М., 1961; Либман М. Я. О скульптуре. М., 1962; Шмидт И. М. Беседы о скульптуре. М., 1963.