"Весы".
"ВЕСЫ" - ежемес. лит.-критич. журн. символистского направления 1904-09. Офиц. ред. - литератор и меценат С. А. Поляков, фактич. - В. Я. Брюсов. "В." - ведущий печатный орган символизма в пору его расцвета. Среди его авторов Андрей Белый, К. Бальмонт, А. Блок, Ю. Балтрушайтис, Вяч. Иванов, Д. Мережковский, З. Гиппиус, М. Кузмин, Ф. Сологуб и др. В нач. период существования "В." стремились к объединению всех символистских сил. Это время характеризовалось непримиримой борьбой с совр. реалистич. лит-рой, трактуемой как бескрылый бытовизм, а также с позитивизмом и мат-лизмом. С программными статьями выступали В. Брюсов, Андрей Белый и Вяч. Иванов, причем если Брюсов отстаивал самодовлеющий индивидуалистич эстетизм, то Белый и Иванов прокламировали соборное иск-во. Внутр. полемичность позиций ближайших сотр. в 1906 привела к открытой дискуссии в связи с появлением "мистического анархизма" - лит.-филос. внутрисимволистского теч., возглавляемого Г. Чулковым и Вяч. Ивановым. "В." ставили задачей дифференциацию и размежевание противоборствующих худож.-филос. теч. символизма.
В лит. отделе "В." опубл. стихи К. Бальмонта, В. Брюсова, Белого, А. Блока, З. Гиппиус, Вяч. Иванова, Ф. Сологуба и др., проза крупнейших поэтов-символистов ("Огненный ангел" Брюсова, "Серебряный голубь" Белого, "Крылья" Кузмина). В "В." выделялся жанр стилизации (С. Ауслендер, М. Кузмин, Б. Садовский), особенно характерные для эстетич. программы "В.". Важное место занимали в "В." обзоры худож. жизни Запада, отличавшиеся широтой и оперативностью. Знакомство с достижениями зап. модернизма было одной из осн. задач критич. отдела. Особое внимание уделялось оформлению журн.: у каждого номера была индивид. обложка, в большинстве вып. помещались заставки, виньетки, репродукции картин художников-модернистов. В "В." сотрудничали Л. Бакст, К. Сомов, Н. Феофилактов, М. Сапунов, Д. Митрохин, М. Шестеркин, Е. Кругликова, С. Судейкин и др.
"В." представляли собой элитарное изд., рассчит. на узкий круг интеллигенции. В лучшие времена число подписчиков составляло ок. 1,5 тыс. чел. Однако "камерное" звучание "В." не отменяло его выдающегося значения в истории формирования и консолидации символизма как худож. направления.