Лосев Ал. Фед.
ЛОСЕВ Ал. Фед. (1893-1988) - философ, историк философии, филолог. Род. в г. Новочеркасске, в семье преподавателя г-зии и музыканта. Блестяще окончив классич. г-зию, Л. поступил в Моск. ун-т, совершенствовал знания в Берлине и в 1915 закончил ист.-филологич. ф-т Моск. ун-та по двум отделениям: классич. филологии и философии. Филос. мировоззрение Л. формируется под влиянием его связи с двумя объединениями философов: Психологич. об-вом при Моск. ун-те (рук. Г. Челпанов и Л. Лопатин) и Религ.-филос. об-вом памяти В. Соловьева, где участвовали Е. Трубецкой, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Иванов, П. Флоренский. Последний оказал особо сильное воздействие на Л., определив его исходное символико-мифол. понимание идеи как лика запредельной сущности. С 1919 по 1930 Л. занимается науч. и преподават. деят-ностью, со 2-й пол. 1920-х гг. начинает издавать целую серию оригин. филос. произв. В 1930-33 подвергался репрессиям как "идеалист-реакционер".
Творч. биография ученого распадается на две неравные части: период 1920-х - нач. 1930-х гг., когда он позволял себе быть религ. мыслителем, и период с 1933 по 1988, когда Л. был вынужден переключить свои силы на специализир. ист.-филос. иссл., воздерживаясь от собств. общемировоззренч. построений и используя офиц. диалектико-материалистич. формулы. В последний период он внес большой общепризн. вклад в отечеств. и мировое гуманитарное знание как историк философии и культуры, переводчик антич. и ср.-век. мыслителей. Его "История античной эстетики" стала настоящей энциклопедией антич. мыслит. форм, раскрывающей историю эллинской философии в целом. Гораздо менее изв. и исследовано творч. наследие раннего Л., религ.-филос. работы к-рого до недавнего времени не переиздавались с 1920-х гг. Философия раннего Л. довольно сложна, порой весьма эзотерична, но глубока и содержательна в силу оригин. синтеза православ. дух. онтологизма, эллинской филос. культуры и символико-мифологически понятой диалектики. В основном теоретич. построения раннего Л. являлись филос. осмыслением ортодокс. православия, обогащ. самостоят. проработкой опыта антич., классич. и новейшей философии. Мыслитель стремился дать диалектико-мифологич. обоснование теизма, преодолев сугубо рационально-логич. подход к первоосновам бытия. Это объясняет выдвижение на первый план в филос. мышлении Л. таких категорий, как символ, миф, личность, имя, являющихся синтезом чисто идеального и конкретно-бытийного, логич. и алогич., выражающих энергию первосущности, но в то же время скрывающих ее трансцендентное существо. В ранних работах Л. проявил себя как творч. православ. консерватор с жесткой оппозицией католицизму, к-рый он считал язычеством в христ-ве. Умно, точно, резко, подчас издевательски-иронично Л. критиковал возрожденч. ("вырожденч.", согласно его терминологии) гуманизм, а также атеизм, материализм и коммунизм пролетарской мифологии, ничуть не возвышающийся, по мнению Л., над новоевроп., типично бурж. миропониманием с его либерально-гуманистич. и просветит. мещанством.
Вместе с Флоренским и Булгаковым раннего Л. можно отнести к крупнейшим представителям православно-церк. направления в рос. религ.-филос. подъеме 20 в.
Соч.: Античный космос и современная наука. М., 1927; Музыка как предмет логики. М., 1927; Философия имени. М., 1927; Диалектика художественной формы. М., 1927; Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930. Т. 1; Диалектика мифа. М., 1930; История античной эстетики (Софисты, Сократ, Платон). М., 1969; Высокая классика. М., 1974; Аристотель и поздняя классика. М., 1975; Ранний эллинизм. М., 1977; Эстетика Возрождения. М., 1978; Поздний эллинизм. М., 1980; Последние века. М., 1988; Античность в контексте современности. Сб. памяти А. Ф. Лосева. М., 1990.