Финансово-экономический консалтинг и правовые отношения в кластере СНГ
             Az | Ru | En |
          
 
   

Метр.

МЕТР (от греч. μέτρον - мера, размер) - общая схема ритмич. орг-ции стиха, "первичный ритм", осн. на повторении тех или иных звук. эл-тов на опред. позициях и тем самым формирующий "ритм. ожидание". М. как идеальный закон чередования сильных и слабых мест в стихе противопоставлен ритму как реальному чередованию сильных и слабых мест, "возникающих в рез. взаимодействия естеств. свойств речевого материала и метрич. закона" (В. М. Жирмунский). В широком смысле понятие "М." используется в значении "внутр. мера стиха" (Б. В. Томашевский) применительно к любой системе стихосложения для обозначения "канонизированных" правил построения стиха: урегулированность слоговых долгот (для метрич. стихосложения), слогов (для силлабич. стихосложения), ударений (для тонич. стихосложения). Так, М. александрийского стиха франц. силлабики может быть представлен следующей схемой: // () /// (где - произвольный слог, - обязательно-ударный слог, // и /// - постоянные словоразделы), а М. тонич. 4-ударного стиха В. В. Маяковского - схемой: ...... / ...... //............ /// (где - ударный слог, /, //, /// - словоразделы разной силы). В этом случае понятие М. включает в себя понятия "ритм" и "размер", т. к. учитывает стихоразделы и словоразделы, а также объем стиха. Поэтому обычно в стиховедении понятие "М." используется в узком смысле - как обозначение разного рода упорядоченности слогов внутри стиха применит. к метрич. и силлабо-тонич. стихосложению. В метрич. стихосложении М. основан на выделении, точнее - противопоставлении долгих и кратких слогов. Антич. стопы канонизировали разл. сочетания долгих и кратких слогов в качестве осн. метрич. единицы; обозначения М. и стопы в антич. стихосложении фактически совпадают (хорей, ямб, дактиль и т. д.). Так, метрич. дактиль м. б. представлен схемой: - - ... (где "-" обозначает долгий слог, - два кратких, допускающих замену их одним долгим). В силлабо-тонич. системе стихосложения М. основан на противопоставлении ударных и безударных слогов; порядок их чередования (или - в период господства стопной теории - сочетания, аналогичного антич. метрике) принято называть стихотв. М. Так, силлабо-тонич. ямб может быть представлен схемой: ... (где "" - уд., - безуд. слог многосложного слова или ударный слог односложного слова). Каждый М. в этих системах стихосложения имеет неск. стихотв. размеров (напр., 3-стопный ямб, 4-стопный ямб, чередование 3- и 4-стопного ямба, вольный ямб и т. д.). В свою очередь, каждый размер имеет ряд разновидностей (4-стопный ямб со сплошными муж. окончаниями, с чередованием муж. и жен., муж. и дактилических и т. д.). Являясь общей схемой чередования сильных и слабых мест в стихе, М. допускает разл. варианты отступлений, имеющие разную степень употребительности. В ист. плане период канонизации М. характеризуется минимальным числом отступлений, иными словами, реальный ритм стиха стремится макс приблизиться к метр. схеме. Освоение и широкое распространение М. приводит, как правило, не только к многочисл. отступлениям от него, но и к формированию целого ряда типов таких отступлений, своеобр. ритмич. моделей. На практике поэт ориентируется не на М. как таковой, а на его более и менее распростр. ритмич. варианты. В отд. нац. лит-рах они связаны со спецификой самого явления М. в данном яз. (напр., англ. и рус. ямб) и с традицией (напр., ритмич. вариации М., осваиваемые через пер. и подражания иноязычной поэзии). Специфику М., задающего осн. ритмич. инерцию стиха, но, как правило, допускающего разл. варианты слогового заполнения сильных и слабых мест, в совр. стиховедении принято описывать через понятия константы, доминанты и тенденции. Так, в рус. силлабо-тонич. стихе последнее сильное место является константой, т. е. требует обязат. употребления уд. слога, поэтому пропуск ударения на последнем сильном месте заставляет воспринимать стих как укороченный на стопу, нарочито неправильный (напр., строка В. Брюсова "Послушайте, как вас? вы слышите?" в контексте 5-стопного ямба), в то время как в англ. ямбе пропуск ударения на последнем месте, не являющемся константой, представляет собой обычное явление. Доминанты и тенденции (преим. и типическое либо для М. вообще, либо для его бытования в отд. эпоху заполнение сильных и слабых мест стиха) обычно прослеживаются в отд. размерах одного М. Так, напр., доминантой является употребление безуд. слогов на слабых местах 4-стопного ямба; тенденцией - употребление безуд. слога на 3-м сильном месте (в 18 в. она сопровождалась тенденцией заполнения уд. слогом 1-го сильного места, в 19 в. - 2-го сильного места) в том же размере. Константы, доминанты и тенденции образуют ритмич. вариации каждого стихотв. размера. Ритмич. вариации отд. стихотв. строк могут входить в контекст разных М. Так, напр., строка "И кланяться непринужденно" (А. С. Пушкин) возможна в контексте 4-стопного ямба и 3-стопного амфибрахия. Метрич. основа в этом случае м. б. выявлена искусств. подчеркиванием качеств. разл. стиховых позиций. Метрич. строение стиха не связано с его смысловым членением, хотя в эпохи канонизации "первичного ритма" либо его возрождения, возвращения к ритмич. первооснове стиха слоговый объем отбираемых слов и синтаксич. строение текста в значит. степени подчиняются метрич. заданию. В рус. стихе осн. силлабо-тонич. М. (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), начиная с А. Белого (1910-е гг.), рассматриваются как условная модель, реализуемая в конкретных ритмич. вариациях, воплощенных в ряде стихотв. текстов. На ее основе построено и изучение стихотв. ритма, описание к-рого всегда предполагает выявление совпадений и расхождений между метрич. заданным чередованием уд. и безуд. слогов и их реальным чередованием в данном тексте (пропуски метрич. ударений, сверхсхемные ударения и т. д.).

 Другие термины и определения

"Власть тьмы". "ВЛАСТЬ ТЬМЫ" - выражение, особенно актуальное в отечеств. культурном обиходе нач. и кон. 20 в., восходящие к Еванг. от Луки (гл. 22, ст. 53); заглавие драмы Л. Н. Толстого "Власть тьмы, или Коготок увяз - всей птичке пропасть" (1886). Метафора "мрачной", погрязшей во зле и подчиненной дьяволу - князю...
Шрётер Вик. Ал-др. ШРЁТЕР Вик. Ал-др. (1839-1901) - архитектор. Учился в АХ (1856-58) и Берлинской строит. акад. (1858-61). Академик (1867), проф. АХ (1892). Организатор Петерб. кружка архитекторов, чл.-учредитель Петерб. об-ва архитекторов, редактор ж. "Зодчий". Член иностр. арх. академий и об-в. Специалист по сооружению театр. зданий, по его...
Конь Фед. Сав. КОНЬ Фед. Сав. (наст. фам., возможно, Иванов) (кон. 16 - нач. 17 в.) - арх. 2-й пол. 16 в. Вероятно, выходец из Троицкого мон. в Болдине. Был "гос. мастером", т. е. работал в Приказе кам. дел. Строитель кам. гор. укреплений, имевших ясную и продум. конструкцию. Автор крупных оборонит. сооружений: стен и башен Белого города -...
Хроника Архив    
09.06.2007
Заседание Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью
Тепло приветствуя гостя, председатель поздравил посла Николоза Натбиладзе с новым назначением и пожелал ему успехов в дипломатической деятельности. С удовлетворением отметив состояние нынешних отношений с Республикой Грузия, опирающихся на глубокие исторические корни, председатель рассказал о крепнущих из года в год связях между двумя дружественными странами благодаря напряженному труду и дальновидной политике государственных лидеров, заботящихся о благе и процветании наций.

Подробности
17.03.2007
Инаугурация Секретариата Организации за демократию и экономическое развитие
Соглашениями предусматривается обучение с целью совершенствования специальных навыков сотрудников, обмен экспертами по профессиональным вопросам, а также обмен профессиональной, научной и технической информацией, относящейся к вопросам функционирования организаций. Нынешнее соглашение открывает новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.

Подробности
13.01.2007
Заседание Рабочей группы по чрезвычайным ситуациям
РГЧС заслушала отчет о председательстве в Рабочей группе в период 2006-2007 годов, определила приоритеты своего дальнейшего сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, согласовала План своей работы на 2008 год, достигла соответствующих договоренностей о разработке Плана сотрудничества в сфере обучения и переподготовки кадров.

Подробности
04.11.2006
Секретариат ГУАМ принял семинар-практикум Управления ООН по борьбе с наркотическими веществами
Генеральный секретарь приветствовал участников семинара, проходившего под председательством г-на Вальтера Гера, руководителя Секции по правовым вопросам противодействия терроризму, начальник Секции по правовым вопросам СПТ/ЮНОДК. Координатор программ Секретариата по политико-правовым вопросам г-н Георгий Назаров сделал презентацию о деятельности и инициативах организации.

Подробности
    © 2006 — 2007, Финансово-экономический консалтинг в кластере СНГ Supported by «Marco Computer Technologies» Дизайн разработан компанией MEQA