"АРЕОПАГИТИКИ" - назв., закрепившееся за религ.-филос. соч. 5 - нач. 6 в., написанными от им. Дионисия Ареопагита, персонажа "Деяний святых апостолов" (17, 34). Однако яз., развитое богословское учение, ссылки на факты позднейшей церк. истории, влияние неоплатоников, особенно Прокла, отсутствие упоминаний до нач. 6 в. оспаривают подлинность автора, к-рого в свет. и церк. науке наз. Псевдо-Дионисием. "А." - 4 больших трактата: 1) "О Божеств. именах" - о встречающихся в Библии именах Божиих с разъяснением сущности и свойств Божиих применительно к ним; 2) "О мистическом богословии" - о мистич. единении души с Богом; 3) "О небесной иерархии" - о царстве небесных духов, их природе, свойствах и классификации (три триады); 4) "О церк. иерархии" - о Церкви как об отражении духовного мира, устроенной в соответствии с тем же принципом разделения на триады, что и небесная иерархия (3 таинства: крещение, евхаристия, миропомазание; 3 степени священства: диакон, священник, епископ; 3 состояния верующих: монах, член общины, несовершенный). Доп. к трактатам - 11 посланий к разным лицам и пастырские наставления.
В системе богопознания "А." Божеств. существо непознаваемо и неизреченно. Оно изливается световыми эманациями в материю, в к-рой угасает. Путь к Богу состоит из двух ступеней - очищения (катарсиса) и "выхода из себя" (экстаза). Идея экстаза связана с идеей эроса. Душа, вдохновленная любовью к Богу, "выходит из себя" и устремляется к недостижимому объекту своего желания. Движение это представляется автором как пост. и бесконечное приближение к Богу, бытие к-рого неисчерпаемо.
Преп. Максим Исповедник написал к "А." комментарии, на них ссылались все позднейшие визант. богословы; мн. в литургич. жизни возникло под их влиянием. На Западе "А." были невразумительно пер. на латынь Гильдуином (9 в.), лучше (но с ошибками) - Скотом Эриугеной (10 в.) значит. повлияли на великих схоластов, и особенно на Николая Кузанского, Дж. Бруно, Пико делла Мирандола и Марсилио Фичино (к-рый написал комментарий к собств. пер. "О Божественных именах").
С 14 в. "А.", уже пер. на сирийский, араб., армян., коптский, эфиопский и груз. яз., изв. в России по пер. серб. инока Исайи (1371). Влияние "А." на обществ. мысль и культуру Др. Руси проявилось у создателей фресок и икон "Премудрость создала себе дом", автора "Слова о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго", на Ивана Грозного, протопопа Аввакума. Интерес к "А." достиг апогея в 17 в. Нов. ред. пер. осуществил в 17 в. Евфимий Чудовский; вплоть до 1-й трети 19 в. появлялись новые слав. пер.
Соч.: Великии Минеи Четии. Октябрь, дни 1-3. СПб., 1870. Стб. 266-787; Памятники пер. и рус. лит-ры 14-15 вв. Л., 1987. С. 158-199.
Лит.: Прохоров Г. М. Корпус сочинений с именем Дионисия Ареопагита в др.-рус. лит-ре: (Пробл. и задачи изучения) // Тр. Отд. др.-рус. лит-ры. Л., 1976. Т. 31. С. 351-361.
Другие термины и определения
Оладья. ОЛАДЬЯ (от греч. έλάδιον - жаренное в масле кушанье) - толстая лепешка из дрожжевого пшеничного теста, жаренная в жире. Старин. - "алатка", "аладка", уменьш. "оладка", в укр. яз. то же, что О. Подают с вареньем, медом, сахаром, сметаной. В тесто для О. иногда добавляют...
Архивариус. АРХИВАРИУС (архивист) - специалист в обл. архивного дела. В 18 - нач. 20 в. эти термины различались. Первый употреблялся применительно к чиновнику, заведовавшему архивом к.-л. учреждения (в больших самостоят. архивах А. являлся его дир. или управляющим). В России впервые это наименование было использовано в Генеральном регламенте...
Богородичны. БОГОРОДИЧНЫ - в правосл. богослужении - песнопения в честь Божией Матери, входящие в состав всех ежедневных служб и имеющие несколько разновидностей в связи с местом внутри службы, праздником, днем недели (Б. среды и пятницы, варьирующие тему сострадания у креста Богородицы распятому сыну, называются "крестобогородичны"). Особую...
09.06.2007 Заседание Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью Тепло приветствуя гостя, председатель поздравил посла Николоза Натбиладзе с новым назначением и пожелал ему успехов в дипломатической деятельности.
С удовлетворением отметив состояние нынешних отношений с Республикой Грузия, опирающихся на глубокие исторические корни, председатель рассказал о крепнущих из года в год связях между двумя дружественными странами благодаря напряженному труду и дальновидной политике государственных лидеров, заботящихся о благе и процветании наций.
17.03.2007 Инаугурация Секретариата Организации за демократию и экономическое развитие Соглашениями предусматривается обучение с целью совершенствования специальных навыков сотрудников, обмен экспертами по профессиональным вопросам, а также обмен профессиональной, научной и технической информацией, относящейся к вопросам функционирования организаций. Нынешнее соглашение открывает новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.
13.01.2007 Заседание Рабочей группы по чрезвычайным ситуациям РГЧС заслушала отчет о председательстве в Рабочей группе в период 2006-2007 годов, определила приоритеты своего дальнейшего сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, согласовала План своей работы на 2008 год, достигла соответствующих договоренностей о разработке Плана сотрудничества в сфере обучения и переподготовки кадров.
04.11.2006 Секретариат ГУАМ принял семинар-практикум Управления ООН по борьбе с наркотическими веществами Генеральный секретарь приветствовал участников семинара, проходившего под председательством г-на Вальтера Гера, руководителя Секции по правовым вопросам противодействия терроризму, начальник Секции по правовым вопросам СПТ/ЮНОДК. Координатор программ Секретариата по политико-правовым вопросам г-н Георгий Назаров сделал презентацию о деятельности и инициативах организации.