Бицилли Петр Мих.
БИЦИЛЛИ Петр Мих. (1879-1953) - историк, филолог. Окончил (1904) ист.-филол. ф-т Новороссийского ун-та (Одесса), в 1917-20 - проф. Новороссийского ун-та, в 1920-24 - доц. ун-та в г. Скопле (Македония). С 1924 - зав. каф. всеобщей истории в Софийском ун-те. Свою науч. деятельность Б. начал с изучения др.-греч. и рим. истории (наиб. интерес в этой обл. представляет монография "Падение Римской империи, 1919), но осн. сферой его интересов как историка становится европ. средневековье и Возрождение (магистр. дис. "Салимбене. Очерки итальянской жизни 13 в.", 1916; "Эл-ты средневековой культуры", 1919, "Место Ренессанса в истории культуры", 1933). В этих работах сформировался характерный для Б. подход к изучаемому материалу - сочетание строгого ист. метода с широтой культорологич. осмысления. В центре внимания Б. - изучение ист. и соц. психологии средневековья и Возрождения, анализ восприятия ср.-век. человеком пространства и времени (последний получил продуктивное развитие в тр. совр. медиевистов, в частности, Ж. Ле Гоффа и А. Я. Гуриевича). С момента эмиграции (1920) можно обозначить новый этап в науч. деятельности Б. Это отказ от активных занятий медиевистикой и нач. периода иссл. по культурологии, филологии и историософии (в этой обл. ключевое положение занимает монография "Очерки теории ист. науки", 1925, в к-рой раскрывается специфика понимания истории от антич. до 19 в.). Такая перемена науч. ориентации во мн. объясняется обстоятельствами биогр. характера: университетской вакансии в к.-л. из ведущих центров рус. эмиграции (Париже, Берлине или Праге) Б. найти не мог; а в Болгарии, куда он вынужден был переехать, отсутствовала необходимость в его проф. знаниях историка-медиевиста. Интерес Б. к проблеме культурологии совпал с общей направленностью гуманитарного знания в Европе 20-х (в 1920-23 О. Шпенглер публикует свою кн. "Закат Европы"; в 1921 выходит и первый сб. евразийцев "Исход к Востоку"). Первонач. Б. примыкает к евразийскому движению, о чем свидетельствует его работа "“Восток” и “Запад” в истории старого света", 1922; но уже к кон. 20-х он выступает с критикой евразийства ("Два лика евразийства", 1927) и отходит от него. Параллельно с этим Б. разрабатывает в своих иссл. и приемы рус. филологии. Его взгляды на природу яз. и лит-ру сложились под воздействием филос. и эстетич. идей Б. Кроче и К. Фосслера. Разделяя в целом убеждение последнего в том, что яз. представляет собой зеркало, в к-ром отражается культура, Б. возражал против абсолютизации лингв. материалов при изучении культуры. Этим вопросам посв. его ст. "Яз. и народность", 1930; "К вопросу о характере яз. и лит. развития в новое время", 1936, и др. Кроме этого, Б. публикует ряд работ о поэтич. яз. Пушкина, Лермонтова, Белого, а также о поэтике Гоголя и Достоевского. Не прекращается и деятельность Б. - лит. критика. После 1944 обширная науч. и преподават. деятельность Б. практически сворачивается. Страна "победившей нар. демократии" больше не нуждается в услугах ученого. В 1948 Б. был уволен из Софийского ун-та (в к-ром прочитал б. 70 лекц. курсов) без права на пенсию, а с 1949 прерываются все его публ. Творч. наследие Б. огромно: это 20 монографий и св. 150 ст. на темы истории, филологии, ист. культуры.
Соч.: Избранное: Историко-культурологические работы. София, 1933. Эл-ты средневековой культуры. СПб., 1995; Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996; Избр. труды по филологии. М., 1996.