ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. τονος - ударение) - 1) Стихосложение, осн. на соизмеримости строк по числу ударений (полнозначных слов), кол-во безударных слогов между ударными относит. произвольно. В тонич. стихе любая гр. слогов, подчиненная одному ударению, равна любой др., независимо от числа слогов в ней. В соответствии с числом ударных слогов (иктов) в Т. С. различаются размеры: 2-, 3-, 4-иктные и т. д. Наиб. популярными являются 3- и 4-иктные. Т. С. употребительно в яз., в к-рых ударение фонологично (т. е. свободно и смыслоразличительно) - нем., анг., рус. и др. Будучи одной из простейших форм стиховой орг-ции речи (наряду с силлабикой), Т. С. получило широкое распространение в говорном стихе разных народов. Поскольку психологически осознание соизмеримости отрезков, состоящих из разл. групп слогов, сложнее, нежели отрезков, образуемых однородными гр. слогов (стопами - в метрич. и силлабо-тонич. стихосложении) или соизмеримыми по числу слогов (силлабич. стихосложение), Т. С. для выделения стихов чаще использует созвучия (аллитерацию и рифму), играющие важную стихообразующую роль: нерифмов. тонич. стих, как правило, является равноударным (изотоническим), рифмов. - допускает отклонение от равноударности (исключением является свободный стих). В завис. от степени упорядоченности чередования ударных и безударных слогов в Т. С. выделяют ряд осн. форм (от б. урегулированных к б. свободным): а) Силлабо-тонич. стих, в к-ром отчетливо ощущается метр - ударные и безударные слоги чередуются в определ. порядке: в 2-сложных размерах (хорей, ямб) - через один слог ("Буря мглою небо кроет", А. С. Пушкин), в 3-сложных (дактиль, амфибрахий, анапест) - через два слога ("Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне", А. А. Фет), т. е. межиктовые интервалы имеют постоянный объем. Нередко эту форму рассматривают как самостоят. систему стихосложения либо как переходную от силлабики к тонике, б) Логаэды - стихи, в к-рых переменный объем межиктовых интервалов сопровождается их одинаковой последовательностью в стихах, что усиливает соизмеримость последних ("На ту знакомую гору / Сто раз я в день прихожу; / Стою, склоняся на посох, / И в дол с вершины гляжу", В. А. Жуковский), в) Дольник - стих, в к-ром объем междуударных интервалов колеблется, но в огранич. пределах: от 1 до 2 слогов ("Девушка пела в церковном хоре / О всех усталых в чужом краю", А. А. Блок), г) Тактовик - стих, допускающий большую свободу колебаний межиктовых интервалов: от 1 до 3, реже - от 0 до 2 слогов ("На версты и версты протянулось болото, / Поросшее зеленой обманною травой", К. Д. Бальмонт; "Дней бык пег / Медленна лет арба", В. В. Маяковский). Дольник и тактовик представляют собой относительно урегулир. вид Т. С, т. к. в них сохраняется (хотя и в менее отчетливой форме, нежели в силлабо-тонике) предсказуемость появления ударных слогов (число ритмич. вариаций в этих размерах имеет пределы). Поэтому нередко дольник и тактовик рассматривают как размеры переходные между силлабо-тоникой и чистой тоникой, д) Акцентный стих (или чисто тонич.) - наиб. свободная форма Т. С, в к-рой число слогов в междуударных интервалах является произвольным, т. е. колеблется в неогранич. пределах (в рус. стихе - от 0 до 8 слогов, чаще - от 0 до 5-6 слогов) ("Вашу мысль, мечтающую на размягченном мозгу", Маяковский). Преобладание тех или иных форм в стихе разных народов обусловлено особенностями яз. (напр., огранич. число многосложных слов в англ. яз. препятствует развитию акцентного стиха и т. д.). В европ. стихосложении Т. С. получило распространение в герм. (сканд., англ., нем.) поэзии. В России Т. С. лежало в основе двух типов рус. нар. стиха: речитативного, используемого в былинах, ист. песнях, балладах, причитаниях и пр., и говорного - стиха пословиц, поговорок, присказок, загадок и пр.; первый является тактовиком ("Говорил де Добрыня таково слово: “Государыня моя ты родна матушка...”"), второй - акцентным стихом ("Ну сказочка до конца, а нам по рюмочке винца. Вот и спасибо на том, что нам поднес дед Харитон"). Т. С. господствовало в досиллабич. стихе 17 в., затем (в 60-е гг.) было вытеснено силлабикой. Начиная с реформы В. К. Тредиаковского - М. В. Ломоносова (40-е гг. 18 в.) и вплоть до рубежа - 20 вв. преобладающей формой рус. лит. стиха являлась силлабо-тоника, более свободные формы Т. С. использовались редко и имели определ. жанровую (гекзаметр, переводные дольники) или тематич. ("Сказка о попе..." Пушкина) мотировку. Активным освоением чистой тоники отмечено нач. в., когда широкое распространение получают дольник (гл. обр. у символистов), тактовик и акцентный стих (особенно популярный у футуристов). В то же время особую популярность приобретают стихотв. тексты полиметрич. комп., где в пределах одного произв. сочетаются разные формы Т. С. (напр., "Двенадцать" Блока, "Хорошо!" Маяковского). В совр. поэзии Т. С. является единств. системой стихосложения или - учитывая традицию выделения силлабо-тоники в качестве самостоят. системы стихосложения - сосуществует с последней.
2) Редко - одна из форм Т. С. - силлабо-тоника, назв. "тонической" Тредиаковским в "Новом и кратком способе к сложению рос. стихов" (1735).
3) Синоним понятия "акцентный стих".
Другие термины и определения
Яковлев Кондрат Ник. ЯКОВЛЕВ Кондрат Ник. (1864-1928) - драм. актер. В 1889 окончил драм. отд. Муз.-драм. уч-ща Моск. Филармонич. об-ва, ученик А. И. Сумбатова-Южина. В 1889-98 играл на провинц. сцене и в т-ре Корша (Москва). В 1898-1906 - актер т-ра Лит.-худ. об-ва (СПб.). С 1906 и до конца жизни - в Александрин. т-ре. В первые годы работы на провинц. сцене...
Биосфера. БИОСФЕРА (от греч. βιοζ - жизнь и σφαιρα - шар) - область распространения жизни на земном шаре. Б. охватывает часть атмосферы, гидросферу, верх. часть литосферы, к-рые связаны сложными биогеохим. циклами миграции веществ и энергии. Термин "Б." был предложен в 1875 австр....
Киот. КИОТ - 1) Исполняющий роль оклада шкафчик, обычно застекленный, для икон - одной большой или нескольких. К К. прикреплялись лампады, перед ними возжигались свечи, во время богослужения (молебна) ставился аналой с Евангелием. 2) Ниша, углубление в стене для размещения иконы, обычно на наружных стенах храма, например, на алтарной части,...
09.06.2007 Заседание Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью Тепло приветствуя гостя, председатель поздравил посла Николоза Натбиладзе с новым назначением и пожелал ему успехов в дипломатической деятельности.
С удовлетворением отметив состояние нынешних отношений с Республикой Грузия, опирающихся на глубокие исторические корни, председатель рассказал о крепнущих из года в год связях между двумя дружественными странами благодаря напряженному труду и дальновидной политике государственных лидеров, заботящихся о благе и процветании наций.
17.03.2007 Инаугурация Секретариата Организации за демократию и экономическое развитие Соглашениями предусматривается обучение с целью совершенствования специальных навыков сотрудников, обмен экспертами по профессиональным вопросам, а также обмен профессиональной, научной и технической информацией, относящейся к вопросам функционирования организаций. Нынешнее соглашение открывает новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.
13.01.2007 Заседание Рабочей группы по чрезвычайным ситуациям РГЧС заслушала отчет о председательстве в Рабочей группе в период 2006-2007 годов, определила приоритеты своего дальнейшего сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, согласовала План своей работы на 2008 год, достигла соответствующих договоренностей о разработке Плана сотрудничества в сфере обучения и переподготовки кадров.
04.11.2006 Секретариат ГУАМ принял семинар-практикум Управления ООН по борьбе с наркотическими веществами Генеральный секретарь приветствовал участников семинара, проходившего под председательством г-на Вальтера Гера, руководителя Секции по правовым вопросам противодействия терроризму, начальник Секции по правовым вопросам СПТ/ЮНОДК. Координатор программ Секретариата по политико-правовым вопросам г-н Георгий Назаров сделал презентацию о деятельности и инициативах организации.